Программа реновации исторического центра может начаться в 2015 году. До этого городские власти будут проводить «визуальные и инструментальные обследования» зданий, чтобы определить, какие из них нуждаются в реконструкции или ремонте. А пока петербуржцам предложено познакомиться с концепциями развития двух территорий – прилегающей к Новой Голландии и района между Марсовым полем и Большой Конюшенной улицей.
Первые наброски будущего Марсова поля можно было увидеть еще на последнем Петербургском экономическом форуме — нашумевший вариант с амфитеатром. Теперь же презентация работ уже семи архитектурных мастерских проводится в рамках «Инновационного форума», и, заплатив 100 рублей, любой желающий сможет узнать, какие изменения ожидают любимый город, пишет «Фонтанка.ру».
Авторы всех представленных работ мечтают превратить центр города в пешеходную зону, иногда довольно экстравагантными способами. Например, в мастерской Литвиновых предлагают освободить от транспорта Дворцовую набережную, пустив автомобильный поток в тоннель-кессон под Невой.
«А-Лен» намеревается создать тоннель под Большой Конюшенной, превратив ее в пешеходную зону. «Генпроект» желает закрыть движение по Миллионной и упрятать автомобили и туристические автобусы под Марсово поле и Конюшенную площадь. Само Марсово поле предлагается урезать с двух сторон – для создания гостиничных и туристических парковок, а также стоянок частного автотранспорта, при этом мемориал, находящийся в центре, заботливо сохранен.
Дворцовая набережная. Проект мастерской Литвиновых. Для просмотра в полный размер кликните мышкой. Фото: «Фонтанка.ру»
Мастер-план архитектурно-проектного бюро «А.Лен». Для просмотра в полный размер кликните мышкой. Фото: «Фонтанка.ру»
Не обошлась без подземного строительства. Группа «Содис» (совместно с мастерской «Декабрь») запроектировала создание двух подземных переходов: один должен связать Дворцовую площадь с Александровским садом, второй – Сенатскую площадь с Конногвардейским бульваром. Причем эти тоннели должны быть похожи на подземные улицы – с ресторанами, торговыми зонами и атриумом. «Подземный переход будет иметь площадь 7,5 тыс. кв. м, из которых 4,5 тыс. кв. м – арендопригодные помещения», – гласит концепция. Запланированы тоннели и для автомобилей, один из них разгрузит Английскую набережную, другой свяжет площадь Труда с улицей Глинки.
Единственный мастер-план, который вообще не предусматривает использования подземного пространства, — работа мастерской «Студия-44». Архитектор Никита Явейн предлагает объединить оба квартала в единое целое. Пешеходная полоса (длиной 3,5 километра) должна пройти по Миллионной и Галерной улицам, при этом потребуется создать всего три перехода – и не обязательно подземных. Вдоль пешеходного прохода будет создана дополнительная полоса для движения на велосипедах и электрокарах. И тогда разгруженное от автомобилей пространство «обрастет» кафе, ресторанами, магазинами и прочей инфраструктурой, способной привлечь туристов.
Полоса движения на альтернативных видах транспорта по южному берегу Мойки, «Студия 44». Для просмотра в полный размер кликните мышкой
Освободившиеся улицы архитекторы предлагают отдать во владение велосипедистов – без схемы велосипедного движения не обошелся ни один автор.
Велосипедное движение в районе Конюшенной площади, мастерская Литвиновых. Для просмотра в полный размер кликните мышкой
Мастерская «Горпроект» фантазирует над преобразованием Коломны. Автор «Охта центра» архитектор Филипп Никандров предлагает в пешеходной зоне вдоль набережной Крюкова канала расставить экспонаты Военно-морского музея, включая корабельные пушки, мины и даже подводные лодки и реплики небольших парусных судов.
Смелое предложение выдвинула «Студия-44» — архитекторы считают, что назначение Адмиралтейства в ближайшем будущем можно будет переосмыслить. Вместо того, чтобы размещать в нем Генштаб ВМФ, в нем можно будет создать отель с ресторанами морской тематики и видовой площадкой наверху.
Экономическая составляющая концепций не прорабатывалась. Но, как подчеркивает комитет по экономическому развитию, промышленной политике и торговли, выступающий организатором этого конкурса идей, все представленные варианты – это просто способ понять, как должен развиваться исторический центр.
Что касается программы реновации исторического центра, то она может начаться не раньше, чем через два года. «В 2013-2014-м годах мы будем проводить визуальные и инструментальные обследования зданий, чтобы определить, какие из них нуждаются в ремонте. И только когда будем точно знать это количество, сможем определить необходимые объемы финансирования», — рассказал зампредседателя КЭРППиТ Цуканов. Видимо для это цели в бюджет на следующий год и включен миллиард рублей.
В кулуарах Петербургского международного инвестиционного форума начальник управления стратегического планирования КЭРППиТ Денис Цуканов объяснил журналистам, куда именно пойдет 1 млрд рублей, который взбудоражил депутатов петербургского парламента.
По словам Цуканова, средства будут истрачены на инструментальные и визуальные обследования зданий, которые расположены в границах исторического центра Петербурга, а также на выработку лучших идей для их реконструкции. Также будет создана система учета и мониторинга данных объектов.
Как передает ИА «Росбалт», эти работы планируется провести в течение 2013-2014 годов. Ориентировочный срок начала реставрации зданий исторического центра — 2015 год.
В Смольном хотят привлечь к данной программе и средства из федерального бюджета. Объем привлекаемых средств оценивается в 30% от общей стоимости программы. Правда, заявка на финансирование из федерального бюджета еще не подавалась.
Добавим, что в целом программа «Сохранение исторического центра Санкт-Петербурга на 2013-2018 годы» подразумевает реконструкцию семи городских кварталов. На данный момент пилотными среди них выступают две территории — «Северная колонна — Новая Голландия» и «Конюшенная».