Из-за финансового кризиса платежеспособность населения упала: по данным Банка России, на 1 сентября просроченная задолженность по кредитам в рублях и валюте в портфелях банков составляла 2,1%, по кредитам физлицам — 3,2%.
«У меня ни сбережений, ничего за пазухой нет. Я радуюсь кризису, авось банк, в котором я брал кредит, лопнет. Вот тогда вообще супер будет!», — вот лишь одна из многочисленных записей, промелькнувших в последние дни на форумах, где кипят споры о том, кто виноват и что делать. Кстати, и в «оффлайне» заговорили о том, что на нынешнем кризисе можно даже заработать.
Дескать, в 1998-м кто-то (знакомый или даже знакомый знакомого) именно так и поступил — взял кредит, а потом банк разорился и возвращать ничего не пришлось, пишут Banki.ru . А потому, мол, самое время последовать примеру «счастливчика». В то, что даже в лопнувшем банке о выданных кому-то деньгах не забудут, верят не все. В таких условиях неудивительно, что власти и банкиры уже задумались о контрмерах.
Член комитета Госдумы по финансовому рынку и президент Ассоциации региональных банков «Россия» Анатолий Аксаков уже подготовил проект закона о внесении поправок в Уголовный кодекс РФ. Причем именно в те его статьи, в которых идет речь о незаконном получении кредита (ст. 176 УК РФ) и злостном уклонении от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ). Важнейшее из предложенных изменений — появление в обеих статьях слов «потребительский кредит». Таким образом, уголовником по «кредитной» статье, в случае принятия поправок, сможет стать не только индивидуальный предприниматель или руководитель организации, но и обычный гражданин, сообщала ранее ГАZЕТА.СПб.
Причем, будет не важно, принес человек в банк для оформления кредита липовую справку или уклоняется от уплаты долга в 10 тысяч рублей — пусть платит штраф, отправляется на исправительные работы, а то и в тюрьму — на срок до двух лет. В принципе такое наказание в УК есть и сейчас. Но оно для тех должников, кто упорно не хочет возвращать сумму в 250 тысяч рублей и больше.
Выходит, если закон примут, в группу риска попадает практически любой заемщик. Даже если он брал кредит на какой-нибудь завалящий мобильник: на 10 тысяч по нынешним временам особо-то не разгуляешься. Однако в законопроекте такой ущерб называется не иначе как «крупным».
— Если оставить планкой уголовного наказания 250 тысяч рублей, то огромный пласт недобросовестных заемщиков останется вне ответственности, — объясняет Анатолий Аксаков. — Потому что большинство потребкредитов — на сумму 10 тысяч рублей и более. К примеру, получил человек 100 тысяч, не думает их возвращать, и его не накажешь, отмечает «Комсомольская правда».
Долговая яма на двоих
Понятно, когда долги требуют с заемщика, но получается, что под удар могут попасть и поручители по кредитам. Уже сейчас те, кто столкнулись с неплатежами, ищут способы отказаться от поручительства, пишут «Ведомости».
По закону поручитель может взыскивать с заемщика внесенную вместо него в банк сумму через суд, если тот не платит добровольно. При этом поручитель имеет право также потребовать от заемщика возмещения всех судебных издержек.
Многие подписывались под договором поручительства, не задумываясь о последствиях, говорят юристы. «Выступить в роли поручителя — значит взять на себя ответственность за платежеспособность заемщика», — напоминает старший вице-президент МБРР Альберт Звездочкин.
«Прежде чем подписывать договор, подумайте — действительно ли вы готовы в случае проблем у заемщика выплачивать его кредит», — делает вывод адвокат коллегии «Князев и партнеры» Антон Лелявский.
Банки-кредиторы сначала пытаются найти общий язык с основным должником и только потом требуют денег с поручителей, поясняет газета. Но если должник не отвечает на звонки и не выходит на связь, тогда банк или коллектор имеет право сразу обратиться к поручителю.
Договор поручительства физического лица предусматривает солидарную ответственность: кредитор имеет право требовать деньги одновременно и с заемщика, и с поручителя.
Юристы опасаются, что в нынешней ситуации банки не станут долго уговаривать должников и начнут оперативно обращаться в суд. Так, при ипотеке право на обращение в суд возникает у кредитора после трех просрочек платежей за 12 месяцев.
«Мы выбьем ваши долги»
Добавим, что финансовый кризис поднял спрос на услуги коллекторских агентств, собирающих просроченную задолженность.
Банки и компании в условиях кризиса экономики остро нуждаются в деньгах: для поддержания собственной ликвидности они начинают активно работать с проблемными долгами. В условиях кризиса в коллекторские агентства активно стали обращаться не только банки, но и производственные предприятия, розничные торговые сети, телекоммуникационные компании, предприятия ЖКХ и т.д.
Грызлов: Нельзя перекладывать проблемы банков на граждан
Отметим, что у потенциальных неплательщиков все же пока есть надежда — глава Высшего совета партии «Единая Россия» Борис Грызлов заявил, что партия «не поддерживает такие предложения».
«Тяжесть санкций должна быть соразмерна правонарушению. В данном случае она явно завышается», — передает слова Грызлова агентство «Интерфакс». По мнению спикера, конечно, необходимо поддерживать российскую банковскую систему, «но нельзя перекладывать проблемы банков на плечи граждан».
Секретарь президиума Генсовета партии «Единая Россия», вице-спикер Вячеслав Володин уверен, что «единороссы» не будут голосовать за этот законопроект. «Во-первых, он создает преференции банковскому сектору, а не человеку. Во-вторых – вводить уголовную ответственность за невозвращение кредита в сумме, превышающей 10 тыс. рублей в виде лишения свободы сроком до двух лет – не справедливо».
Проценты подняты
Добавим, что с июня по сентябрь в Петербурге выдан 3901 ипотечный кредит на 10 739,2 млн руб. До сих пор рынок только рос. В августе 26 банков, аккредитованных по программе, прекратили выдачу ипотеки из-за изменений условий АИЖК, а также нехватки длинных денег, пояснил начальник отдела развития Санкт-Петербургского ипотечного агентства Сергей Милютин.
По оценке Милютина, кредиты подорожали на 2 п. п. до 15-18%. Средние ставки по кредитам в Петербурге выросли за последний месяц на 1,5-2 п. п. в рублях и на 1-1,5 п. п. в валюте до 14-16% и 11,5-12% соответственно, соглашается начальник отдела по связям с общественностью петербургского филиала «Фосборн хоум» Анна Иванова.
Отметим, что в Петербурге в прошлом году, в более благоприятной ситуации, просроченная задолженность по кредитам в северо-западном регионе составила 2,5 млн рублей и $0,4 млн и это при том, что количество выданных кредитов по сравнению с предыдущим годом возросло на 50%. Понятно, что основная доля приходится на крупные ипотечные кредиты, но растет число и потребительских и «карточных» кредитов.