Наступление мирового финансового кризиса может привести к исчезновению из России миролюбивых молодежных субкультур и замещению их агрессивными движениями образца начала 1990-х, уверены опрошенные эксперты, сообщает dp.ru.
В частности, по словам Владимира Гущина, начальника отдела анализа молодежных субкультур Городского центра профилактики безнадзорности и наркозависимости подростков «Контакт», в России с наступлением кризиса может перестать существовать такая миролюбивая субкультура, как эмо.
«Появление несколько лет назад и бурный рост субкультуры эмо в России говорили о том, что в нашем обществе наступила эпоха стабилизации, — рассуждает он. — Любая неагрессивная культура появляется только в период стабилизации, а в период кризисов доминируют агрессивные молодежные субкультуры. Вот и у нас в стране во время экономического кризиса 1990-х процветали агрессивные субкультуры, в основном панки, а также скинхеды. А потом появились неагрессивные субкультуры готов и эмо».
По словам Владимира Гущина, пока непонятно, к появлению каких агрессивных субкультур может привести нынешний кризис. «Если будет голод, как в 1992 году, то о существовании, например, такого движения, как эмо, не может быть и речи, — уверен он. — Они не станут более агрессивными, потому что их идеология не агрессивна, они просто развалятся. Но пока вроде бы соответствующих симптомов не наблюдается».
Политолог Дмитрий Травин уверен, что в пользу вероятности усиления агрессивных молодежных движений говорит исторический опыт. «Вспомните, что творилось в годы Великой депрессии (30-е гг. прошлого века) в Европе, — говорит он. — В Германии к власти пришел национал-социализм, в некоторых других странах Европы — экстремистские режимы. Поэтому в России в случае усугубления последствий финансового кризиса возможно появление радикальных молодежных движений».
По словам Владимира Гущина, причины успеха западных субкультур в России — исчезновение в начале 1990-х государственных инструментов социализации подростков. «В советское время за социализацию отвечали пионерская организация и комсомол, — говорит он. — Потом все это развалилось, и молодежь приняла западные формы социализации в виде различных субкультур. Подросток обычно приходит в субкультуру в 14-15 лет и остается там на 3-4 года. Этого времени ему хватает, чтобы перебеситься и приобрести навыки взрослого человека. Вариантов что-то противопоставить этому сейчас нет. Движения «Наши» и «Идущие вместе» — это искусственные формы, они не оказывают никакого неформального влияния на молодежь. Поэтому нужно больше обращать внимания на сами субкультуры».