После сообщений в программе «Вести-Санкт-Петербург» ситуацию взяли под контроль в КГИОПе – фонари пообещали перенести. А специалисты Комитета по благоустройству даже назвали дату — 16 сентября. Но никаких перемен горожане так и не увидели. Тогда журналисты «Вестей» вновь привлекли внимание чиновников. Чтобы было понятно, о чем идет речь, они повязали красные ленточки на столбы, которые портят классический петербургский вид.
И вот фонари наконец-то передвинули. В выходные на набережной было много туристов и детей, все фотографировались на фоне гранитных скульптур, красоту которых уже ничто не портит.
Сфинксы вновь выглядят как раньше
В легендах Древнего Востока сфинксы, наделенные древней мудростью и знанием, не знающие жалости стражи храмов и гробниц. Воля судьбы перенесла их из долины Нила, освещаемой жарким солнцем Африки, под свод холодных небес Балтики, пишет сайт www.museum.ru.
Начало XIX века. После египетского похода Наполеона мода на Восток, на открытую Великой армией страну пирамид, распространяется со скоростью лесного пожара. Коллекционеры по всей Европе начинают собирать произведения мастеров страны фараонов (иногда подлинные, часто мнимые). Появляются многочисленные подражания искусству, в первую очередь, архитектуре древнеегипетской цивилизации. Так в Петербурге появился Египетский мост, Египетские ворота в Царском селе, в Павловске был устроен Египетский вестибюль.
Найдены сфинксы были в 1820 году в Фивах, столице Египта древности, среди развалин храма Аменхотепа III в Ком эль-Хеттан. Время Аменхотепа III — время расцвета Египта. Чтобы взглянуть ему в лицо нам достаточно посмотреть на сфинксов. Как и, наверное, самые прославленные статуи эпохи, Колосы Мемнона, петербургские сфинксы портрет древнего фараона.
Петербургские сфинксы первоначально должны были отправиться во Францию, но события 1830 года вмешались в их судьбу. Собственно, еще до приобретения статуй французским правительством, России была заинтересована в их покупке. Как раз в то время, когда сфинксы были доставлены с места раскопок и поступили на продажу, по Востоку путешествовал молодой русский писатель и дипломат А. Н. Муравьев. Изваяния, созданные скульпторами древности, произвели на него столь сильное впечатление, что он незамедлительно отправил российскому послу письмо, с вложенным изображением сфинксов, в котором предлагает приобрести их. Из посольства письмо путешественника отправилось в Петербург. Там его адресат, Николай I, перенаправил послание в Академию художеств. В конце концов, такую покупку сочли целесообразной, но к моменту разрешения бюрократических сложностей владелец-англичанин уже продал их во Францию. Спасла положение очередная французская революция. Если бы не она, то сегодня изображения загадочных мифологических существ украшали бы набережную Сены или одну из площадей Парижа. России удалось перекупить статуи за 64 тысячи рублей.
В 1832 на итальянском корабле «Буэна Сперанца», что в переводе «Добрая надежда», сфинксы прибыли в Петербург. Первые два года жизни в Северной Венеции они провели во дворе Академии художеств. Столько времени ушло на создание любимой, как петербуржцами, так и гостями города, пристани у ее стен. Автором проекта стал архитектор Константин Тон, будущий создатель московского храма Христа Спасителя.
С самого начала древние сфинксы стали излюбленным сюжетом произведений поэтов, писателей и, конечно, художников Петербурга. Стали популярными персонажами темного мира мрачных городских легенд. Своей загадочностью их улыбка может поспорить и выиграть у улыбки Моны Лизы и Чеширского кота. В этом секрет их обаяния. В неразрешимой тайне тысячелетий.