Сегодня на маршрут № 85 вышли шесть автобусов, в которых применяется электронная система оплаты проезда. Пока нововведение работает в тестовом режиме.
Электронный контролер работает так: к небольшому устройству надо поднести карту, если все проходит успешно, на его экране загорится зеленая стрелка – «платеж произведен», если красная – то нет. С магнитной карты снимается 14 рублей – плата за одну поездку. Дважды оплатить проезд система не позволит, передает НТВ. Если нет карточки, то поездку можно оплатить у водителя. Для этого автобусы оборудуют кассовыми аппаратами. Контролеру предъявляется чек.
ВИДЕОРЕПОРТАЖ НТВ
Пока по бесконтактным смарт-картам в наземном общественном транспорте могут ездить льготники или владельцы магнитных карт метрополитена. Позже такие электронные билеты появятся и для проезда на автобусе, троллейбусе и в трамвае.
Планируется, что это случится уже к 2010 году – тогда же и исчезнут кондукторы.
Отметим также, что автобусы на маршруте оборудованы GPS-преемниками, что позволят следить из космоса за работой автобуса и оплатой проезда пассажирами.
Похожие системы применяются во многих мегаполисах. В режиме реального времени водитель сможет посмотреть, сколько из вошедших пассажиров заплатили за проезд и, если «зайцев» много, целенаправленно вызвать контролеров именно в этот автобус. Кроме того, бортовой компьютер отвечает за позиционирование машины, данные через спутник передаются в диспетчерскую, где отражается работа маршрута в режиме реального времени.
В конце рабочей смены, когда автобус возвращается в парк, вся информация автоматически, без вмешательства человека, переносится в базу данных парка. Таким образом, накапливается информация по большому количеству важных показателей: количество перевезенных пассажиров, время пиковых нагрузок на маршруте, место и время задержек движения. Все это позволит гибко «настраивать» каждый маршрут движения общественного транспорта – например, выпускать на линии дополнительные машины в «горячие» часы.