Моду на собак диктуют не заводчики. Популярными становятся породы, засветившиеся в фильмах или рядом со знаменитостями. После «Лесси» мир сходил с ума по колли, пишет газета «МК в Питере».
В Советском Союзе, посмотрев фильм «Ко мне, Мухтар», каждый ребенок мечтал об овчарке. На путинскую Кони должны молиться все заводчики лабрадоров. Порой умильный взгляд пса с экрана зачаровывает зрителей.
Службе «Потеряшка» уже 13 лет, и каждый всплеск собачьей моды ее сотрудники прочувствовали «на своей шкуре».
Уличные бойцы
Мода на злобных собак началась в 90-е, когда, не веря уже в силу закона, люди заводили себе надежных охранников — питбулей, стаффордов, ротвейлеров.
Но, если такую собаку выбросили, найти ей нового хозяина почти невозможно. Это агрессивные (от природы) короткошерстные собаки. В отличие от овчарки они не могут жить на улице в будке. Им постоянно нужно тепло. А в квартиру брать чужого злобного пса не всякий решится.
Сейчас в Петербурге мыкаются по подворотням и сидят у временных хозяев с десяток доберманов. Многие молодые. Скорее всего, их купили после клипов Глюкозы, где симпатичная девочка очень эффектно разгуливала с мощным псом. Теперь эти бедолаги никому не нужны. У них сложный характер, с ними обязательно надо заниматься. И куда их девать, непонятно.
К счастью для собак и горожан, бум на «бойцов» уже заканчивается. Так же, как пошла на спад волна на все крупные породы. Редкая удача сегодня увидеть на улице дога, борзую, кавказскую овчарку.
На водолазов смотрят как на диковину из Красной книги. По пальцам можно пересчитать симпатяг сенбернаров, покоривших сердца всех, кто видел «Бетховена». Даже эльдертерьеров — лучших друзей «Электроника» — в Питере уже почти не увидишь. Болонки вымирают вместе с хозяйками — старушками довоенных годов рождения. И, что удивительно, не пользуются спросом щенки кокер-спаниелей.
Карманные собачки
Сейчас в городе в моде собачья «мелочь» — йорки, чихи, мопсы, бульдожки. Щенки по 30–50 тысяч рублей расходятся, как горячие пирожки. И дело вовсе не в том, что горожане задумались об удобстве собак, поняли, что это издевательство — держать в квартире «теленка».
Причем разбирают в основном тех собачек, которые чаще мелькают на руках голливудских и доморощенных знаменитостей. Видимо, так хозяева хотят походить на своих кумиров. При этом остаются невостребованными многие похожие породы. У нас в городе, например, уже лет 20 разводят редких ши-цзу или папильонов. Но это нераскрученные породы, и покупатели проходят мимо них.
Профессиональные заводчики, те, кто болеет за породу, к моде на собак относятся негативно. Во-первых, она сводит на нет многолетнюю селекцию — после того, как порода выбывает из топ-списка.
Заводчики, которые делают деньги на востребованных щенках, не утруждают себя поиском достойных пар родителей. Скрещивают чистопородных псов с метисами, не отбраковывают неудачное потомство. Те же ротвейлеры и питбули измельчали, стали невротиками и трусами, которые от страха готовы броситься на любого. Даже таксы, которые сейчас так популярны, все чаще попадаются стервозные и тупые.
Из-за популярности декоративных пород все меньше остается нормальных служебных собак — овчарок, кавказцев. В Петербурге, как и во всей России, сейчас острая нехватка псов для работы на границе, на таможне, в милиции.
Еще немного — и нам придется закупать овчарок для армии и МВД за границей.