Картина «Александра» — это «фильм о войне, но без войны». Александра Николаевна приезжает в Чеченскую республику, в расположение российских войск, чтобы навестить внука — одного из лучших офицеров своей части, передает РИА Новости.
«Александра — это победительница. Я понимаю, что вот так выглядит победа, жизненная победа. Так выглядит финал жизни, он может быть и таким — полным сил, полным надежд. Но это все равно последняя точка, последнее дыхание», — сказал режиссер.
Сокуров признался, что громкое название картины, вызывающее ассоциации с Александром Македонским, было выбрано им с тем, чтобы расширить границы фильма: «Не знаю, насколько это получается, но я всегда хотел, чтобы название было шире и дальше самого фильма, чтобы оно было немного выше фильма, чтобы не все в один стакан наливать, и наливать, и наливать».
Неслучайно, по словам Сокурова, героиней и победительницей в фильме становится пожилая женщина, ведь именно в этом возрасте, когда «страсти все уже позади, перспективы перестают скрываться неким туманом, и многое становится другим, более ясным».
Однако режиссер говорит, что в некотором смысле, это фильм и о конце жизненного пути: «Кинематографическая картина всегда имеет свои смыслы, более явные или менее. Мне уже 56 лет, думаете, я не думаю, что в этом возрасте многих на этом свете уже нет? Думаю, и эти вещи очень важны. Так что картина, в том числе и об этом».
«Александра» стала шестнадцатым игровым фильмом Сокурова, но режиссер впервые сам взялся за написание сценария, чтобы осуществить давнюю мечту — сделать героиней великую оперную певицу Галину Вишневскую.
Сокуров признался, что «долго изучал этого человека», и работа во время съемок была непростой.
«Приходилось часто преодолевать Галину Павловну, она упорно сопротивлялась, но я намного упорнее и настойчивее. Шла постоянная борьба в смысле ее убеждения», — сказал он.
С Александром Сокуровым также побеседовала обозреватель «Известий» Вита Рамм.
— «Александра» — не первый ваш фильм о войне, в 1995 году появилась документальная элегия «Духовные голоса». Вы полагаете, что противостояние войны и мира — основная проблема в жизни России?
— Посмотрите на нашу многовековую историю. Ведь Россия — страна, вечно воюющая. Народу постоянно внушалось, что всегда надо быть готовым к войне. Такое воспитание не проходит бесследно. Я сам сын военного, детство мое прошло в переездах. Хорошо помню, как мы жили в гарнизоне в Польше. Там по окрестностям еще не были убраны развалины, оставшиеся после бомбежек. И я никогда не забуду ощущение жути, которое исходило от этих руин. Потому в «Александре» для меня особенно важным было место съемок. Но не просто конкретное географическое название — Чечня, а земля, где только-только закончилась война.
— Стоило ли все-таки снимать в реальных условиях и подвергать опасности Галину Вишневскую и всю съемочную группу?
— Конечно, проще всего построить декорации разрушенных многоэтажек и лишь для монтажа подснять кавказские пейзажи. Но это было бы другое кино. Там, в Чечне, еще разлито чувство тревоги и печали. Там проходит граница между жизнью и смертью, и никакие декорации не способны это воспроизвести. Я благодарен продюсеру Андрею Сигле. Он приложил усилия к организации съемок, потому фильм и состоялся. Причем Андрей не только продюсер фильма, но и композитор. «Александра» — наша четвертая совместная работа после»Тельца», «Отца и сына» и «Солнца», в которой звучит его тонкая музыка. И я благодарен оркестру Мариинского театра и маэстро Валерию Гергиеву, что они нашли время записать музыку.
— В вашем фильме нет ни одного боевого эпизода. А ведь это так эффектно — когда в кадре взрывы, дым, пальба…
о: Вы говорите о беллетристике войны. Но «Александра» — не военный фильм. Он — о жизни в экстремальных условиях, которую люди уже воспринимают как норму.
Кадр из фильма «Александра»
Фильм «Александра» идет с 22 ноября в кинотеатрах:
Kinostar City
Аврора
Дом кино
Каро-фильм
Кристалл-Палас
Пик
Пулково-фильм
Синема-парк
Художественный
Сокуров — режиссер, стоящий в отдельном ряду российского кинематографа. Его картины — «Отец и сын», «Русский ковчег», «Солнце», «Молох» и другие — являются неизменными участниками крупнейших международных киносмотров.