В ближайшее время правительство России может утвердить поправки в правила дорожного движения, согласно которым максимально разрешенная скорость движения по магистралям увеличится до 130 км в час. Согласно предложению ГИБДД, ездить так быстро водители смогут по трассам класса 1А — многополосным, с разделительной, без перекрестков на одном уровне. По мнению замначальника ГИБДД по Петербургу и Ленобласти Алексея Сумина, новое правило можно будет применить на Западном скоростном диаметре и строящейся автодороге Петербург – Москва (обе они, отметим, будут эксплуатироваться на платной основе. Поэтому, чтобы привлечь автомобилистов, им будет предложена экономия времени в пути взамен на деньги), пишет Водитель Петербурга.
Зампредседателя общественного совета при ГУ МВД России по Петербургу и Ленобласти Александр Холодов полагает, что ничего революционного в изменениях, которые готовит дорожная инспекция, нет. По его словам, это просто способ убрать ошибку в понимании скоростных дорог, таких, как, к примеру, МКАД. «Эта магистраль находится в черте города, и скорость на ней ограничена. Хотя если разрешить автомобилистам при возможности ездить с большими скоростями, то и пробок на этой трассе стало бы меньше», — говорит Холодов.
Опыт повышения предельной скорости на городских дорогах может перенять и Петербург. Сейчас в ГИБДД согласуется возможность увеличения разрешенной до 90 км в час на участке Софийской улицы. С соответствующей инициативой выступила депутат ЗакСа Елена Киселева. Если ее идея будет поддержана, ехать не 60, а 90 км в час можно будет от Колпинского шоссе до КАД.
Как рассказала сама Киселева, кроме того, она предлагает разрешить водителям ездить со скоростью до 90 км в час по Рябовскому шоссе, Пулковскому шоссе (от Пулковской обсерватории до Волхонского шоссе) и до 80 км в час на Московском шоссе (от гипермаркета «Лента» до поста ГИБДД в пос. Ленсоветовский).
По мнению Холодова, на многих других участках тоже есть возможность повысить установленный скоростной режим, тем более что региональное законодательство это позволяет. Однако представитель Госавтоинспекции Сумин предостерег представителя общественности от скоропалительных выводов. По его словам, чтобы стать скоростной, городской трассе нужно быть достаточно протяженной, иметь минимум съездов и вовсе не пересекаться с наземными пешеходными переходами. По мнению председателя регионального отделения Всероссийского общества автомобилистов Валерия Солдунова, показанием к увеличению возможной скорости движения должно быть и качество дороги. Ведь двигаясь на большой скорости, автолюбитель может и не заметить коварную неровность и в итоге спровоцировать серьезную аварию.
Их позицию поддерживает руководитель движения «Союз пешеходов» Алексей Цивилев. Он уверен, что скоростную трассу городского типа необходимо еще и ограждать, чтобы «отважные» пешеходы не пытались ее перебегать. В защиту своего довода эксперт привел статистику, которая свидетельствует: 9% дорожных происшествий провоцируют как раз такие неосмотрительные граждане.
Впрочем, ратуя за повышение разрешенной скорости, общественные деятели просят ГИБДД уделить максимум внимания контролю за соблюдением водителями установленных пределов разгона. Депутат Киселева отметила, что в настоящее время 15% водителей постоянно нарушают скоростной режим.
С другой стороны, есть и те автомобилисты, которые сознательно ездят с меньшей скоростью, чем это разрешено. Для них, считает Елена Киселева, не должно быть неудобств даже на скоростной дороге. Депутат предлагает законодательно закрепить возможность для автомобилистов ехать быстрее в крайней левой полосе, медленнее — в средней и еще спокойнее — в правой.
Но если на одних городских улицах вскоре появится возможность погонять, то на других режим собираются ужесточить. В частности, городская администрация планирует продолжить практику нанесения перед пешеходными переходами «шумовых полос», которые призваны заставлять водителей сильно притормаживать. Как сообщил Алексей Сумин, их использование уже принесло свои плоды. После того как в прошлом году их начали в массовом порядке наносить на городских улицах, серьезно сократилось число аварий, в том числе с участием пешеходов, произошедших из-за несоблюдения водителями скоростного режима.
Также эксперты продолжают обсуждать возможность снижения максимально разрешенной скорости в городской черте до 50 км в час. Задуматься о таком шаге заставляет европейский опыт, к примеру ситуация в Финляндии, где после снижения разрешенной скорости на 10 км в час количество ДТП сократилось в несколько раз.