Как сообщают петербургские Вести, все случилось около дома номер 40. Автомобиль «Пежо» шел в левом ряду и попал двумя колесами прямо в полуоткрытую крышку люка. Машину занесло. Водитель «Форда», который ехал следом, пытался затормозить, но уйти от столкновения не успел.
РЕПОРТАЖ ВЕСТИ-ПЕТЕРБУРГ
>
Кто из водителей виноват в аварии — будут выяснять дознаватели дорожной милиции. Впрочем, девушка которая была за рулем «Пежо», решила подать в суд на коммунальную службу, работники которой забыли закрыть люк на оживленной трассе.
Различные коммунальные «сюрпризы» появляются в Петербурге каждый день и страдает от них (материально и физически) довольно внушительное число горожан. Вот только несколько примеров:
15 января на Ново-Орловской улице автомобиль упал в двухметровую яму. Автомобиль «Лада» девятой модели восстановлению не подлежит. Как говорят очевидцы, водитель, судя по всему, не заметил ограждения, не успел затормозить, и машина на скорости 70 километров в час влетела в яму. Хотя сам пострадавший уверяет, что место не было оцеплено.
13 января в яму на улице Замшина за одну ночь провалились несколько автомобилей и автобус. Это хотя и рекордный, но все-таки типичный случай для нашего города.
15 ноября 2007 года в России вступил в силу закон «Об автомобильных дорогах», согласно которому дорожные службы обязаны компенсировать вред, причиненный водителям и пешеходам в случае нарушения правил ремонта автомобильных дорог.
В законе сказано, что «пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог».
По мнению юристов, в связи с изменениями в законодательстве сейчас водителям стало проще доказать свою правоту. Дело в том, что сотрудники ГИБДД обязаны составлять протокол осмотра места происшествия, где отныне должны указывать состояние дороги в момент аварии. Почти всегда виновником ДТП признают автовладельца, в то время как истинной причиной нарушения ПДД порой является недосмотр дорожных служб. Даже если вас обвинили в нарушении, это не мешает обратиться в суд с требованием возмещения ущерба и доказывать, что виноваты именно дорожники.
Первое, что нужно помнить водителю – это то, что всю ответственность за состояние и повреждение проезжей части несут должностные лица дорожных эксплуатационных организаций. А также фирмы, проводящие ремонт или реконструкцию данных участков дорог. Если ведутся дорожные работы, в соответствии с правилами дорожного движения эти должностные лица и фирмы обязаны принимать меры к обозначению таких участков дорог.
Дорожным службам также необходимо обозначать поврежденные участки дорог. Согласно действующему в России ГОСТ 50597–93, размеры ям не должны быть больше 15 см по длине, 80 см в ширину и 5 см в глубину. Все участки дороги, которые больше хоть по одному параметру, должны быть обозначено дорожными знаками, а в условиях недостаточной видимости – заграждением с сигнальными огнями.
КОНКРЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Но все-таки, что конкретно должен сделать водитель, попавший в такое ДТП?
Прежде всего, нужно зафиксировать факт ДТП с «участием» ямы или открытого люка. Для этого необходимо найти несколько свидетелей. Записать их фамилии, имена, адреса и номера телефонов. В качестве свидетелей такого ДТП могут выступать и пассажиры автомобиля, в том числе родственники. Далее необходимо вызвать сотрудников ГИБДД для оформления факта происшествия. Ни в коем случае нельзя трогать открытый люк или пострадавший автомобиль, пусть он находится в таком виде, как попал в яму.
При возможности желательно сфотографировать повреждения автомобиля и дорожного покрытия, тормозной путь машины.
Когда уже приехала служба ГИБДД, нужно принимать непосредственное участие в составлении протокола. Проследите за тем, чтобы в нем обязательно указали ширину, длину и глубину ямы, отсутствие дорожных знаков и ограждений. Также в протоколе должны быть указаны данные о свидетелях происшествия и данные о передаче соответствующей информации представителю организации, обслуживающей поврежденный участок дороги.
Когда ГИБДД оформит документы, постарайтесь снять с них копии.
Вам также необходимо обратиться в поликлинику по месту жительства даже в случае отсутствия видимых травм. Нельзя исключать, что у вас могут быть скрытые травмы, сотрясение мозга и так далее. Не отказывайтесь от получения больничного листа. Закон говорит о том, что если вы пробыли в больничном отпуске более 21 дня, против виновников аварии возбуждается уголовное дело.
Возмещение ущерба
После того, как нужные решения получены и ГИБДД признало, что вы не виноваты в случившемся ДТП, самое время приступить к возмещению причиненного вам ущерба. Для этого нужно провести техническую и оценочную экспертизу автомобиля.
Далее нужно уведомить о случившемся виновника ДТП. Указать в письме точное место и время проведения экспертизы. Не забудьте также сохранить копию письма для суда.
Выяснив сумму ущерба, нужно выслать виновнику ДТП требование о добровольном возмещении ущерба. Обязательно надо указать срок рассмотрения претензии. Для организаций и юридических лиц срок ответа один месяц, а для физических лиц — одна неделя. К нему необходимо приложить копии протокола, постановления и справку ГИБДД, акт эксперта-оценщика, счет за почтовые услуги и транспортировку поврежденного автомобиля. Если не получите ответа в течение месяца, смело подавайте иск в суд, пишет портал Начинающий водитель.
Что в этом случае говорит закон?
Согласно законодательству РФ, пострадавшей стороне ущерб возмещается как в случае полной невиновности в случившемся ДТП, так и в случае частичной вины пострадавшей стороны. Согласно Гражданскому Кодексу России, не возмещается лишь вред, который возник по вине самого потерпевшего, в данном случае суд может снизить объём средств для возмещения, которое нужно выплачивать истцу со стороны ответчика. Однако в том случае, если в происшествии пострадали люди, тогда при возмещении дополнительных расходов (восстановительные процедуры, потерянный во время лечения заработок, лекарства и так далее) вина потерпевшей стороны не берётся в расчёт, и возмещение выплачивается в полном объеме.
Если сумма, которую вы потратили на ремонт автомобиля выше, чем заявлена в акте эксперта-оценщика, то вы вправе в иске указать это и потребовать возместить фактические расходы, предъявив подтверждающие документы. Также вы можете потребовать с ответчика затраты на юриста, а также затраты на альтернативный транспорт в том случае, если дорожная организация затягивает решение вопроса в суде.
В суды петербургские автомобилисты подают довольно часто, но обычно это ничем не заканчивается
Из-за судебной волокиты люди просто плюют на это дело, берегут свое здоровье и перестают ходить по кабинетам, — объяснил ситуацию газете «МК в Питере» начальник Отдела дорожной безопасности петербургского отделения Всероссийского общества автомобилистов Павел Овчаренко.
А вот в Москве споры водителей и дорожников решаются гораздо проще. Во-первых, автомобилисты активнее, судебных дел больше. Во-вторых, дорожники ушлые. Они предпочитают не доводить дело до суда. Если пострадавший просит не слишком много, то они просто выплачивают ему деньги. Ведь заплатить одному горе-водиле за проколотое колесо дешевле, чем по решению суда ремонтировать весь подведомственный участок дороги.
Но и в Питере тоже случаются хеппи-энды
Добиться справедливости удалось Евгению Мирсанову. Правда, на это ушел целый год. Еще в феврале 2006-го Мирсанов разбил свою машину на перекрестке Тихорецкого проспекта и проспекта Науки. На трамвайных путях «Шевроле» подпрыгнул, а потом плюхнулся в провал на дороге. Двигатель тут же заглох, а заодно отлетели бампер, поворотник, погнулась подвеска. Сначала пришлось уговаривать инспекторов ДПС элементарно зарегистрировать ДТП. Потом полтора месяца потребовалось, чтобы доказать, что вины самого водителя в случившемся нет. И только потом было долгое бодание с Горэлектротрансом. По решению суда предприятие выплатило Мирсанову 40 тысяч рублей. Моральный вред (5 тысяч рублей) доказать не удалось — не оказалось весомых доказательств тяжелых психических страданий Евгения.
СПРАВКА: Между тем, по данным страховщиков, из-за некачественных дорог в Петербурге и Ленинградской области происходит 5% ДТП. По версии ГАИ — порядка 15%. А по статистике — за четыре первых месяца 2008 года в Ленобласти 187 аварий из 787 (то есть каждая четвертая) случились именно из-за некачественного состояния дорог.
На самом деле их, скорее всего, было еще больше. Просто сотрудники ГИБДД, выезжающие на место аварии, не всегда указывают причиной ДТП именно ненадлежащее состояние дорожного покрытия. Чаще все сводят к нарушению скоростного режима. А кроме того, многие водители до сих пор не знают, что любая поломка на дороге из-за ямы, колдобины, открытого колодца, а также плохого освещения, смывшейся разметки, неубранного льда или снега и незаметного за деревьями или рекламным щитом знака — это тоже ДТП, виновник которого обязан выплатить пострадавшему компенсацию.