Искусственно раздуваемый скандал вокруг просьбы патриарха Алексия Второго о временном переносе иконы «Троица» Андрея Рублева из Государственной Третьяковской галереи (ГТГ) в родную Троице-Сергиеву лавру, — провокация, разделяющая российское общество, заявил РИА Новости руководитель пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский.
Так он прокомментировал открытое письмо искусствоведов к российскому руководству «в защиту» святыни, появившееся, по данным патриархии, в «Живом журнале» одного из противников переноса иконы — старшего научного сотрудника отдела древнерусского искусства ГТГ Левона Нерсесяна и растиражированное в интернете.
Письмо «в защиту» «Троицы»
В письме говорится, что на заседании расширенного реставрационного совета ГТГ 17 ноября 2008 года «практически единодушно» было высказано мнение: если «величайший шедевр мировой и отечественной художественной культуры» хотя бы на несколько дней покинет Третьяковку, он будет подвергнут «значительному риску».
Один из аргументов — «Троица» находится сейчас «в таком состоянии сохранности, которое не предполагает никакого ее практического «использования». «И никакие достижения реставрационной науки — ни сейчас, ни в будущем — не смогут это состояние радикальным образом изменить», — говорится в письме.
Ответ
«Церковные люди возмущены тем, что в этом письме даже не упоминают сакральную функцию иконы, оскорбительно для верующих называя молитвы перед ней «практическим «использованием», — сказал Вигилянский.
Он отметил, что рублевская «Троица» — чудотворная икона, о чем свидетельствуют опубликованные фотографии описей Троице-Сергиевой лавры XVI-XVII веков, где этот образ именуется чудотворным.
«Мы расцениваем это письмо как еще один антицерковный акт — продолжение той истории, которая была инициирована Нерсесяном несколько месяцев назад», — добавил священнослужитель.