Объем одежного рынка в России стремительно сокращается. По оценкам экспертов, падение продаж весенне-летней коллекции составит в среднем 20-40%.
Сокращение продаж одежды у ритейлеров началось еще осенью 2008 года. Так, в октябре-ноябре продажи упали на 15-20% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года, в декабре — уже на 40%. «Такая динамика продолжилась и в январе», — отметила генеральный директор Ассоциации предприятий индустрии моды Мария Сморчкова, пишет dp.ru.
По ее словам, в наиболее сложной ситуации оказались продавцы европейских марок — им очень сложно планировать бизнес из-за роста доллара и евро. «Никто не знает, на сколько еще может вырасти курс и как долго продлится падение продаж», — говорит она.
По словам представителя компании «Мэлон Фэшн Групп» Ирины Староверовой (befree, Zarina), банки не кредитуют продавцов одежды и сети — франчайзи западных марок, работающие на полной предоплате, не могут оплатить новые коллекции. Кроме того, из-за снижения продаж остро стоит вопрос с уровнем арендных платежей.
Многие региональные франчайзинговые сети, работающие с московскими и петербургскими производителями, не могут выкупить уже заказанные коллекции весны-лета. В результате некоторые из них вынуждены закрывать магазины.
Так, по словам участников рынка, петербургский производитель женской одежды OGGI уже начал открывать в регионах собственные магазины на местах своих франчайзинговых партнеров. В самом OGGI от комментариев отказались.
Некоторые производители начали отгружать региональным партнерам коллекции в долг.
По словам президента ТД «Zimaletto» Ирины Никифоровой, для сохранения покупателей и рублевых цен в компании решили сократить заказы за рубежом с 75 до 40%. Раньше Zimaletto было сложно размещать небольшие заказы на российских фабриках. «Сейчас у нас появился этот шанс», — отмечает Никифорова. По ее мнению, падение продаж в 2009 году составит 50%. Причем пострадают в основном крупные сети c известными брендами.
«Мы находимся в начале развития, поэтому нам некуда снижаться», — говорит она. В этом году компания планирует открыть три магазина, из них один в Петербурге.
По мнению Марии Сморчковой, продажи на весенне-летнюю коллекцию упадут на 20-40%. Маркетолог Fashion Consulting Group Екатерина Петухова затруднилась спрогнозировать уровень падения продаж в 2009 году: все будет зависеть от мировой экономики, цен на нефть и позиции рубля.