«Сейчас не лучшее время для поставщиков альтернативного топлива, которым является сланец. Сократился спрос на электроэнергию, упала цена на традиционное топливо — мазут», — указывает аналитик «ВТБ-Капитал» Дмитрий Скрябин.
«Вряд ли «Ленинградсланец» найдет покупателей среди российских генерирующих компаний, которые традиционно работают на мазуте», — согласен Андрей Краснов из инвестиционной компании «Атон». Также маловероятно, что предприятия металлургии, например, никелевые комбинаты, перейдут с традиционного для них вида топлива — коксующегося угля — на сланец, полагает Олег Петропавловский из ИК «БрокерКредитСервис».
Еще в советское время основными покупателями ленинградских сланцев были эстонские энергетики, которые перерабатывали его в сланцевое масло — основное топливо эстонских ТЭЦ. В 2005 году Эстония отказалась от сотрудничества с «Ленинградсланцем», поставки были возобновлены лишь в конце 2008 года. Однако первый контракт оказался и последним: эстонцы не выбрали всей квоты.
И, несмотря на уверенность руководства «Ленинградсланца» в перспективности этого рынка сбыта, аналитики считают, что на Эстонию в ближайшее время рассчитывать не придется. Причина — в падении спроса на электроэнергию. «Если администрация Ленобласти совместно с владельцами «Ленинградсланца» принципиально не определят стратегию сбыта сланца, то может все печально кончится», — считает Александр Парамоненко, пишет dp.ru.
От налаживания рынков сбыта сейчас зависит жизнеспособность предприятия, — согласна Мария Денисова. Она также сообщила, что проект модернизации сланцедобывающих мощностей «Ленинградсланца» и организации сланцепереработки отложен на неопределенное время. Главное причиной является невозможность привлечения инвестиционных и кредитных средств. Общая стоимость проектов, по сообщению различных источников, составляла от $128 млн до $260 млн.
Перед новым годом президент «Ленинградсланца» Григорий Фрайман заявлял, что строительством сланцеперерабатывающего завода интересовались инвесткомпании Кореи, Индии и Эстонии. Другое сланцевое предприятие Ленобласти, ОАО «Завод «Сланцы», также находится в тяжелом положении.
До сих пор определенности по будущему собственнику завода. Основной претендент — НК «Роснефть» — перед новым годом сообщила о корректировке планов относительно завода «Сланцы», и с тех пор ситуация не прояснилась.