Продукты питания в России, по данным Росстата, в январе 2009 года подорожали на 1,5%, в Евросоюзе рост цен за тот же период составил 0,5%. По сравнению с аналогичным периодом 2008 года цены на продовольствие в России выросли на 16,9%, в Евросоюзе — на 3,6%.
Цены будут только расти
Заметим, что в среднем, по прогнозу ритейлеров, продукты питания подорожают на треть. Вице-президент группы компаний «Дикси» Илья Якобсон поделился прогнозом, что до конца года продовольствие подорожает на 30%, пишет dp.ru.
По сравнению с декабрем 2008 года в январе 2009 года среди стран Европейского союза наиболее заметное увеличение цен на продукты питания наблюдалось в Латвии (на 3,5%), на Кипре (на 3,3%), в Венгрии (на 2,7%), Словении и Болгарии (на 2,1% и 2% соответственно). В то же время, в Великобритании и на Мальте продукты питания в среднем подешевели за месяц на 0,6% и 0,2% соответственно, передает Newsru.com.
В России в первом месяце 2009 года заметное влияние на прирост цен на продукты питания оказало удорожание фруктов — на 4,5% (в среднем по странам Европейского союза отмечалось снижение цен на них на 0,2%); сахар, джем, мед, шоколад и конфеты подорожали на 4,3% (увеличение на 0,6%), овощи — на 4,2% (увеличение на 3,6%).
Как и в странах Европейского союза, в России в январе сохранилась тенденция снижения цен на масла и жиры. За месяц в РФ масла и жиры подешевели на 0,4%, в странах ЕС в среднем — на 0,3%.
Рыба и морепродукты за январь в России стали дороже на 1,6% (в странах ЕС — на 0,7%). Цены на мясо и мясопродукты выросли на 1,1% (на 0,3%), на хлебобулочные изделия и крупы — на 0,5% (в странах ЕС снизились на 0,1%), на молочные изделия, сыры и яйца — на 0,2% (снижение на 0,1%).
Белорусские товары помогут
По мнению аналитика инвестбанка «КИТ Финанс» Натальи Колупаевой, в ближайшем будущем торговые сети заметно сократят объемы закупок дорогой импортной продукции. «Маржа импортеров значительно сократилась, поскольку закупки осуществляются в основном в долларовой зоне, следовательно, в условиях девальвации рубля эти компании вынуждены повышать цены на продукцию. Сети будут стараться заменить их более широко востребованными товарами отечественного производства и продукцией, изготовленной в ближнем зарубежье. Например, импортные сыры и кондитерские изделия заменят русскими и белорусскими», — считает госпожа Колупаева.
Без мяса, но с кефиром
Уже сейчас петербуржцы начали отказываться от различных деликатесов и мяса. И если раньше, когда отмечался рост доходов населения, потребности в импорте мясной продукции только росли, то теперь, с началом кризиса, спрос на мясную продукцию начал снижаться.
Аналогичная ситуация происходит с кофе: объем потребления не сократился, однако потребители перешли на более дешевые сорта. Майонез горожане вообще стали покупать реже из-за его высокой цены.