Французский телевизионщик Жан-Мишель Карре, автор документального фильма о гибели подлодки «Курск», и журналистка Джилл Эмери сделали интервью с разными людьми – от Владимира Буковского и Гарри Каспарова до Витаутаса Ландсбергиса и бывшей учительницы Путина Веры Гуревич. Их слова идут встык с кинохроникой и цитатами из фильмов про разведчиков.
Получается краткая наиновейшая история России, история мальчика Володи, маленького патриота, который с юности мечтал стать гэбистом и обладал удивительной способностью «превращать поражение в победу», пишет gazeta.ru.
Один из самых поразительных эпизодов фильма – кремлевская хроника ельцинских времен, Борис Николаевич встречается с кем-то, вокруг него стоят бессмысленно улыбающиеся люди, и только один человек из присутствующих смотрит на Ельцина пристально, мрачно и оценивающе.
По силе воздействия кадр приближается к лучшим эпизодам «Чужих» или «Похитителей тел».
Создатели фильма объясняют, что у них было 200 часов материала – 200 часов интервью с разными людьми, в том числе и со школьными друзьями Путина. Но им пришлось отказаться от этих эпизодов, чтобы рассказать не о человеке, а о системе.
Одним из немногих «уцелевших» в картине фрагментов остался анекдот времен прошлых президентских выборов, свидетельствующий об успешном возвращении эзопова языка в российский культурный обиход, сообщает BBC.
Его рассказывает на экране Владимир Буковский: «Лисица видит на дереве ворону с куском сыра в клюве. Она хочет заполучить сыр и спрашивает ворону: «Слушай, а ты будешь голосовать за Путина?».
Ворона молчит, потому что боится выпустить сыр. «Ну так ты будешь голосовать за Путина или нет?! Скажи — да или нет?!» — настаивает лисица. «Да!» — каркает ворона. Сыр падает, лисица убегает с добычей. Ворона остается на дереве в тревожных раздумьях: «А если бы я ответила «нет», изменилось бы что-нибудь?».
Они хотели взять интервью и у самого Путина, но ни президент, ни люди из его окружения не согласились встретиться со съемочной группой. В фильме есть только Василий Якеменко, лидер «Наших».
«Личные друзья Владимира Путина, прежде чем согласиться на интервью, советовались с президентом,» — подчеркивает Джилл Эмери. Рассказы Веры Гуревич о том, как «Володя всегда запирал свои вещи на ключ и аккуратно складывал тетрадки», видимо, должны добавить «человеческий» штрих к портрету главы государства.
История России оказывается историей убийств, шантажа, манипуляций. Историей борьбы с олигархами, которые когда-то были союзниками, историей газовой войны, подавления свобод. Но главный, «царский» период Путина в фильме дан скомканно и невнятно, несмотря на хронику Беслана, «Курск», Украинскую революцию, смерть Политковской.
В конце фильма Григорий Явлинский предупреждает, что русская авторитарная система крайне нестабильна и произойти может что угодно. Авторы хотели закончить на этом, но потом дали встык еще и клип «Наших» с врезанными туда кадрами из «Стены» Алана Паркера. И тут мы приходим к проблемам нарратива. Фильм «Система Путина» бесконечно интересен – но не своими интервью или анализом, а своей стилистикой.
В Сети можно найти переписку Посла России в Бельгии с начальником бельгийской телекомпании, транслировавшей «Систему Путина». Российский посол возмущается тем, что фильм – «низкосортная пропагандистская акция, воспроизводящая худшие примеры времен «холодной войны». Полностью переписку можно почитать ЗДЕСЬ.
29 ноября фильм «Система Путина» вышел на французские телеэкраны на канале France 2.
Джилл Эмери,автор сценария