Почти десять лет потребовалось россиянам, детьми оказавшимся в плену у фашистов, чтобы защитить свои права. Еще в 1992 году их признали жертвами, но разъяснения, изданные Министерством труда и социального развития России, лишили тысячи пострадавших гарантированной социальной защиты. Только в феврале 2009 года Верховный суд России счел спорную норму незаконной.
По указу Бориса Ельцина, несовершеннолетние узники фашизма были приравнены к участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, а имевшие инвалидность – к инвалидам войны. Меры поддержки распространялись на всех узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
Конфликт разгорелся вокруг определения понятия «другие места принудительного содержания». В разъяснениях министерства, изданных в 1999 году, таковыми следовало считать тюрьмы, специализированные медицинские учреждения, а также иные, но только если в них были «аналогичные по тяжести условия содержания», а несовершеннолетние привлекались к принудительному труду. Причем только на строительстве, транспорте, в промышленности и в сельском хозяйстве.
Такие разъяснения лишили прав на социальную защиту тех, кто был угнан вместе с родителями, а иногда находился в заключении, но не работал. Или же привлекался к принудительному труду в других отраслях.
Многократные попытки бывших узников защитить свои права не имели успеха. В прошлом году очередную жалобу в Верховный суд России подала одна из потерпевших – Таисия Тихонова, которая просила отменить незаконное ограничение, передает «Фонтанка.ру».
Высшая судебная инстанция полностью удовлетворила ее требование, признав бывшими несовершеннолетними узниками фашизма граждан, находившихся в созданных фашистами и их союзниками местах принудительного содержания, и не привлекавшихся к принудительному труду. Решение вступило в законную силу.