Упростить процедуру оформления разрешительных документов для открытия магазинов шаговой доступности предложила сегодня на заседании правительства Валентина Матвиенко. По ее словам, следует максимально разгрузить предпринимателей от сбора разрешительных документов в различных инстанциях, передает Горзаказ.Орг.
Предложение губернатора нашло отклик у чиновников КЭРППиТ. Как заявил журналистам зампредседателя комитета Николай Архипов, уже в начале следующего года в каждом районе будет работать специальные агентства, которые займутся сбором документов по заявке предпринимателей. По словам Архипова, финансироваться работа агентства будет из городского бюджета. Но все предпроектные и изыскательские работы предприниматели будут проводить за свой счет.
Чиновник добавил, что работа таких агентств может сократить время оформления разрешительных документов вдвое. В настоящее время этот период по данным КЭРППиТ составляет около 11 месяцев.
Отметим, что 5 декабря на Долгоозерной улице открылся третий из 70-ти запланированных магазинов шаговой доступности. Магазин принадлежит ООО «Продовольственная компания «Петербурженка», его площадь составляет 104 кв. метров.
Магазины создаются в соответствии с программой от 28 ноября прошлого года «О размещении магазинов пешеходной доступности на отдельных территориях Санкт-Петербурга».
Подобная программа, реализованная в Москве, предусматривает создание так называемых социальных магазинов в районах, обделенных торговыми точками. Однако в Петербурге на сегодняшний день фактически работает лишь два магазина из 70 намеченных адресов первой очереди. Сами предприниматели считают, что городская администрация навязывает слишком невыгодные условия тем, кто хочет прийти в этот бизнес, пишет издание.
Идея создания подобных магазинов полностью принадлежала Смольному. В соответствии с программой, чиновники предложили создать удобные для населения магазины «в шаге от дома», в которых не продавались бы алкоголь и сигареты, зато рядом с домом можно было бы купить все нужные продукты. Предполагалось, что создание подобной сети торговых залов, не только позволяло бы сдерживать ценовую планку продаваемых продуктов, но и оказывало бы поддержку малому бизнесу, ведь в этих магазинах, по замыслу чиновников, должны продаваться, прежде всего, продукты местного производителя.
Одной из первых на низкую эффективность программы МПД обратила внимание Валентина Матвиенко. Еще в мае на заседании правительства губернатор выразила неудовлетворение темпами открытия доступных магазинов, отметив, что в целом по городу программа реализуется очень медленно. Кроме того, градоначальница осталась недовольна оформлением магазинов. «Одно только название — магазин шаговой доступности — удручает. Я говорила, что надо разработать логотип, бренд, придумать название. Мало снять одну вывеску и повесить другую, — заявила тогда губернатор. — Привлеките специалистов. Побольше креатива!»
Нашел ли этот призыв отзыв в сердцах чиновников, неизвестно. Потому что сравнивать пока не с чем. Однако, по данным КЭРППиТ, из 70 намеченных адресов первой очереди (а всего их планируется более 200) магазины пока открылись лишь в двух — в Колпинском и Петроградском районах.
В городском КЭРППиТ говорят, что сложности с открытием магазинов пешеходной доступности связаны в первую очередь с объективными причинами: отсутствием свободных объектов нежилого фонда, пригодных для размещения торговых точек, а также длительностью процедур согласования по размещению МШД на земельных участках, подключения к инженерным сетям. В то же время в комитете уверяют: все не так плохо, как может показаться. По данным КЭРППиТ, по программе МШД уже принято решение об организации 52 магазинов в 14 районах города. Но опять же неизвестно, когда они откроются.
Но сами представители малого бизнеса говорят о целом ряде препятствий для заинтересованных предпринимателей. Несмотря на то что половина стоимости аренды помещений оплачивается из городского бюджета, бизнесмены загнаны в жесткие рамки ассортимента. В частности, им разрешено торговать лишь товарами первой необходимости — вроде хлеба, молока, чая, яиц, сахара и т. д. Торговать подакцизным алкоголем, составляющим существенную часть дохода, им запрещено.
Первым петербургским предпринимателем, открывшим магазин пешеходной доступности, стал директор ООО «Бриз» Сергей Манышев. Его пример — доказательство тому, что программа МШД вполне жизнеспособна. Фактически магазин работает в поселке Металлострой Колпинского района с 15 мая этого года.
Главная проблема при открытии магазина пешеходной доступности — в энергетических монополистах, считает предприниматель. «Смена профиля потребовала новое энергоемкое оборудование, установили кондиционеры в зале, что потребовало увеличения мощностей. Эти вопросы, конечно, решаемы, но очень медленно, и требуют длительных согласований с энергосбытовыми компаниями», — рассказал Манышев Горзаказу.
Причем сейчас с этой бюрократической машиной сталкиваются не только предприниматели, подавшие заявки, но и сами профильные комитеты, обеспечивающие реализацию программы — КУГИ, Комитет по градостроительству и архитектуре, Комитет по земельным ресурсам.
Примечательно, что изначально задумывалось располагать магазины пешеходной доступности преимущественно в центральных районах города. Например, на Большом проспекте Петроградской стороны, где почти нет продуктовых магазинов — зато полно кафе и одежных бутиков.
Но здесь чиновникам оставалось лишь развести руками — почти все помещения нежилого фонда в центре к тому времени находились в частной собственности. И возвращать их городу, понятно, никто не собирался. А чтобы построить павильон магазина с нуля, требуется минимум полтора-два года. Так и получилось, что первый магазин открылся фактически на окраине города — в 25-тысячном поселке Металлострой. И не исключено, что примеру Манышева придется последовать другим предпринимателям, подавшим заявки на участие в программе.
СПРАВКА: О проекте Магазины шаговой доступности серьезно заговорили летом 2006 года. Проект несколько раз отправлялся Валентиной Матвиенко на переработку. В конце концов, получился документ, согласно которому в МШД должны присутствовать хлеб, молоко, мясо, рыба, гастрономические товары, фрукты и овощи, кондитерские изделия, соль, табак и другие необходимые продукты, кроме алкоголя.
Площадь территории, занятой под размещение данных товаров, должна составлять не менее 70% всего магазина. Возможна реализация сопутствующих непродовольственных товаров, если это не уменьшает ассортимент и не ухудшает качество обязательных продуктов.
Планировалось, что магазины шаговой доступности будут украшать вывески с названием их сети, которое, не выбрано и по сей день.
Постановлением определены и места, где будут созданы магазины шаговой доступности. В данный перечень вошли 70 территорий. Больше всего торговых точек должно было появится Петроградском, Центральном и Фрунзенском районах. По предложениям глав районных администраций этот список будет дополняться. Как заявил тогда председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Алексей Сергеев, в ближайшее время в городе будет создано 210 магазинов шаговой доступности.