Журналисты петербургских СМИ обратились с коллективным письмом к коллегам с телеканала «Россия 1», которые на прошлой неделе выступили с обращением в защиту ведущего Дмитрия Киселева, попавшего в санкционный список Евросоюза. Подписанты призывают журналистов государственного канала озаботиться ситуацией со свободой слова в собственной стране и приводят конкретные примеры.
Как утверждается в обращении, опубликованном на сайте «Лениздат.ru», независимость суждений и свобода слова, о которых говорится в коллективном письме сотрудников «России 1», оказались под угрозой далеко не сегодня. «На протяжении многих лет власть последовательно и целенаправленно ограничивает пространство для свободы слова и свободы мнений, для независимой журналистики. А в последние пару лет этот процесс приобрел абсолютно гротескные формы. Агрессивное охранительное нормотворчество и погромное правоприменение являются, очевидно, большей угрозой для «основ», чем наложенные на г-на Киселева санкции, при всей их бесспорной бесчеловечности», — пишут журналисты.
В качестве примеров они приводят высылку из России молдавской журналистки Натальи Морарь в 2007 году, британца Люка Хардинга в 2011 году и американского журналиста Дэвида Сэттера в 2014 году, а также арест фотокорреспондента Дениса Синякова, оказавшегося на борту Arctic Sunrise, отзыв лицензии у «Росбалта», закрытие «Граней» и «Каспаров.ru», разгон Lenta.ru и «медленное удушение» телеканала «Дождь».
В документе приводятся данные Фонда защиты гласности, согласно которым в России в 2013 году погибли четыре российских журналиста, а также было зафиксировано: 71 случай нападения на представителей СМИ, 77 случаев цензуры, 28 случаев уголовного преследования журналистов и 84 задержания сотрудниками правоохранительных органов. «Есть серьезные основания сомневаться в полноте этой статистики, но нет оснований сомневаться в том, что и этой неполной статистики достаточно для огромной профессиональной тревоги. Но вы ее ничем не обнаружили. Пока «журналисту» Дмитрию Киселеву не запретили въезд на территорию Евросоюза», — пишут петербургские журналисты.
В обращении говорится, что слово «журналист» применительно к ведущему «Вестей недели» взято в кавычки «не в порядке пустой дерзости». Подписанты поясняют, что просто не знают — считает ли себя журналистом Киселев образца 2014 года. В качестве пояснений приводится цитата из высказывания Дмитрия Киселева о том, что «объективность — это миф, который нам предлагают и навязывают. Время дистиллированной беспристрастной журналистики прошло. Россия нуждается в любви». «Поэтому логично предположить, что Дмитрий Константинович добровольно переобулся в агитаторы. Это, безусловно, его право, но далеко не факт, что агитаторы вправе претендовать на профессиональную солидарность журналистов. Только на профессиональную солидарность агитаторов», — говорится в обращении.
Петербургские журналисты не стали задавать коллегам с государственного канала вопросы о запретных темах, наказании за личную позицию и оценки деятельности журналиста. «Нам кажется, мы давно знаем ответы на эти вопросы. Знаете их и вы, мы в этом почему-то уверены», — пишут они.
«Целиком разделяя вашу озабоченность по поводу независимости суждений, свободы слова и прочих основ нашей профессиональной деятельности, предлагаем немедленно в порядке профессиональной солидарности начать с России. Нам кажется, что для всех нас это гораздо более актуально, чем проблема свободы слова в Евросоюзе. А после этого мы обещаем, не откладывая в долгий ящик, заняться вместе с вами и Европой, и другими регионами мира, где журналистам наиболее неуютно», — призывают журналисты.
Авторы обращения подчеркнули, что их коллективное письмо не является «пропагандистским демаршем», и заявили о готовности немедленно приступить к сотрудничеству с уважаемыми и авторитетными коллегами по цеху для «выработки совместных шагов по защите слова и противодействию цензуре». Но при этом петербургские журналисты признаются, что будут удивлены, дождавшись какого-либо ответа, пишет Newsru.com.
Коллективное обращение подписали более 100 журналистов из десятков петербургских и федеральных СМИ. В комментариях представители журналистского сообщества восклицают: «Стать Дмитрием Киселевым — что может быть страшнее?!». Впрочем, встречаются и публичные отказы присоединиться к акции.
Москва решила не включать журналистов в «зеркальные» санкционные списки
В то же время стало известно, что Москва, зеркально отвечая на санкции со стороны США и Евросоюза, отказалась от включения в «черные списки» журналистов. Источник «Интерфакса» пояснил: «Наш ответ практически зеркален, но журналистов мы решили не трогать».
При этом российская сторона отказалась от публикации ответных списков. Лица, попавшие под визовые ограничения, смогут узнать об этом только при обращении в российское посольство за визой. «У нас нет намерения каждый раз копировать то, что делают не всегда умно и зачастую во вред себе коллеги в США и ЕС, поэтому мы не будем наши расширенные списки публиковать», — пояснил замглавы МИД РФ Сергей Рябков.
В «черный список» Евросоюза из 33 жителей России и, в том числе, Крыма, вошли не только политики, но и представители общественности. В частности, обещавший превратить США в «радиоактивный пепел» тележурналист, глава государственного международного агентства «Россия сегодня» Дмитрий Киселев.
Несмотря на вскрывшиеся связи Киселева с Госдепом и его пристрастие к отдыху в Амстердаме, журналисты телеканала «Россия 1» выступили с открытым письмом в защиту коллеги, обвинив Евросоюз в введении запрета на профессию и задав вопросы о появлении в Европе запретных тем и ограничений на личную позицию в журналистике. Сам Киселев ранее назвал решение ЕС «последним делом», поскольку принятие санкций против журналистов «противоречит основополагающим европейским документам о правах человека».