Бэй преодолел психологический барьер, мешающий режиссеру гулять по пространству жанров, как заблагорассудится его левой ноге. И он прав. Зачем зрителям мучиться экзистенциальным выбором между молодежной комедией, технологическим триллером или какими-нибудь «Людьми в черном», если можно за раз потребить дюжину жанров по цене одного.
Фото: kinopoisk.ru
Раз, и трансформеры, принимающие обличье безобидных автомобильчиков, разносят в пух и прах половину Шанхая, как в нормальной видеоигре. Два, и Микаэла (Меган Фокс), подруга Сэма (Шиа Лабеф), корячится в обрезанных шортах на сиденьи мотоцикла, а сам Сэм теряет сознание при виде настойчивой нимфоманки из кампуса, как и положено в университетской секс-комедии. Три, и летающий объект хреначит по небоскребам Нью-Йорка, а отягощенный государственными тайнами полковник поднимает в воздух стратегическую авиацию, словно объявляя войну международному терроризму.
Бомбардировщики и в самом деле летят на Ближний Восток, но вовсе не по душу шахидов или обнаглевших мумий, хотя подозрительные типы, похожие на боевиков Бен Ладена, на экране мелькают: просто под одной из пирамид покоится космический корабль десептиконов. Четыре, и на руке Сэма проступают магические письмена, точь-в-точь такие, как над входом в египетскую харчевню, запечатленную в кинохронике 1934 года: пора звать на помощь профессора Лэнгдона из «Кода Да Винчи», способного, не зная ни одного иностранного языка, за минуту расшифровать любой код.
Фото: kinopoisk.ru
Пять, и Микаэла запихивает в чемоданчик робота, злобно и беспомощно хнычущего, как какой-нибудь, прости господи, гремлин. Шесть, и десептиконы охотятся на Сэма, как охотились роботы на мальчика из «Терминатора». Правда, в данном случае, как говорится в неприличном анекдоте, «малчик слишком бальшой».
Фото: kinopoisk.ru
Конечно, в этом вареве есть определенный идеологический смысл. Военно-политическая реальность, умеренно, но равномерно растворенная в фильме, приравнивается к безобидной видеоигре. Насмотревшись «Трансформеров», вполне можно поверить, что в Ираке или Афганистане идет всего лишь охота за десептиконами. Но жанровые регистры Бэй переключает так стремительно, что фильм не поспевает за ним. Для секс-комедии естественно, что профессор вещает о «страстных молодых мозгах» тоном, за который светит как минимум обвинение в особо циничном sexual harassment.
ТРЕЙЛЕР К ФИЛЬМУ
Но почему-то и десептиконы, засовывая в рот Сэму тошнотворного механического паука, словно сбежавшего из фильма Дэвида Кроненберга, изъясняются тоном садомазохиста из службы телефонного секса, лениво полирующего в процессе разговора шестеренки, то есть, конечно, ногти: «Мы почувствовали твою жаркую юную плоть и будем рвать ее медленно и болезненно».
Фото: kinopoisk.ru
Если говорить серьезно, то «Трансформеры 2», конечно, очень вредная штуковина: после нее лишаются смысла фильмы типа «Самого страшного кино», итоговые пародии на всю голливудскую продукцию за год. Ведь именно оттуда Бэй позаимствовал рецепт «Американского пирога» с начинкой из «Терминатора» и «Гарри Поттера», пишет «Коммерсант».
Трансформеры: Месть падших (Transformers: Revenge of the Fallen)
Жанр: приключения, боевик, фантастика
Продолжительность: 2 часа 5 минут
Режиссер: Майкл Бэй
В ролях: Шайа ЛаБеф, Меган Фокс, Джон Туртурро, Рэйн Уилсон, Джош Дюамель. Роли озвучивают: Хьюго Уивинг, Питер Каллен