Всплеск потребительской активности накануне Нового года и панические настроения, овладевшие петербуржцами после обвала рубля, привели к активизации мошенников всех мастей, зарабатывающих на наивности горожан.
В крупнейших российских банках «Фонтанке.ру» рассказали о том, какие схемы обмана являются самыми популярными и как обезопасить свои финансы.
Мошеннические колл-центры
В конце 2014 года банкиры обнаружили рост числа обращений к клиентам со стороны мошенников, которые представляются сотрудниками банка. Об этом говорят, например, сотрудники ВТБ24: «По информации ВТБ24, дело поставлено чуть ли не на промышленный поток. Причем если раньше мошенники занимались рассылкой SMS-сообщений с информацией о том, что карта клиента якобы заблокирована, и требованием «немедленно связаться с банком» по номеру телефона, который на самом деле принадлежал мошенникам, то теперь они сами обзванивают клиентов».
Схема до невозможности проста и, увы, эффективна: целая бригада весь день обзванивает сотни и тысячи человек. Методы воздействия типичные: «У нас в банке все легло, ваша карта заблокирована, давайте проверим вас в нашей системе. Какой у вас номер карты, какой у Вас код CVV2». Под давлением мошенников, не успев подумать, человек сообщает преступникам данные, а потом обнаруживает, что денег на карте уже нет.
Традиционный скимминг и физические хищения
Что касается физических хищений карт, тут все понятно. Главное — вовремя заблокировать карту, заметив, что ее похитили. Необходимо помнить о том, что преступник может воспользоваться картой, даже не зная Ваш PIN-код. Не секрет, что даже вполне себе приличные магазины и заведения общественного питания далеко не всегда просят покупателей ввести PIN. Так, некоторые клиенты фаст-фудов «Макдональдс» и «Бургер Кинг» сообщают, что в ряде точек вводить PIN не требуется.
Впрочем, кража карты — это не самый хитроумный и эффективный способ избавить Вас от денежных средств. Куда опаснее традиционный скимминг. Мошенники, промышляющие скиммингом, используют для «ловли рыбы» банкоматы: они снабжают их специальным считывающим устройством, которое копирует данные магнитной полосы Вашей банковской карты, и видеокамерами, которые помогают преступникам узнать Ваш PIN.
Выход один — внимательно изучать банкомат на предмет отсутствия посторонних устройств, липких лент и пр., и, по возможности, снимать деньги в банкоматах, которые установлены в самих отделениях банков.
Кибермошенничество
Наиболее изощренные способы мошенничества с банковскими картами связаны с различного рода кибератаками и использованием возможностей ПК и Интернета. Что делать: внимательно следить за тем, на каком сайте Вы производите оплату, не спрашивают ли у Вас какие-то необычные данные, как выглядит интерфейс оплаты (если ранее Вы пользовались сервисом, то сможете заметить изменения в оформлении страницы). И, конечно, не стоит пренебрегать средствами антивирусной защиты, брандмауэром и т.д.
Человеческий фактор
Преступники используют и более простой метод — «подкуп официанта». Смысл в том, что пока официант несет карту клиента к терминалу, он фотографирует ее с двух сторон, карту возвращает, а фотографии отправляет мошенникам. После этого деньги с карты переводят на номер мобильного телефона, зарегистрированный по поддельному паспорту. Далее владелец номера приходит в салон связи: «Ой, извините, я случайно вместо 1 тысячи рублей перевел 100 тысяч рублей, верните мне 99». Деньги ему возвращают и злорадствующий мошенник удаляется восвояси.
Фишинг
22 декабря «Сбербанк» выложил у себя на сайте инструкцию о том, как в преддверии праздников не пострадать от мошенников. В инструкции есть раздел, где открыто заявляется о резком увеличении числа мошенниов, действующих в Интернете от имени «Сбербанка».
Хищение данных банковской карты через Интернет называется фишингом, от английского слова fishing — рыбалка. Чаще всего встречаются так называемые фишинговые сайты, внешне ничем не отличающиеся от настоящего сайта банка, но тем не менее размещенные по другому адресу в Сети. Обращайте внимание на адрес сайта.
КАК СЕБЯ ОБЕЗОПАСИТЬ
1. Пароль нигде нельзя записывать или кому-либо его сообщать. Все «интимные» финансовые сведения должны храниться у Вас в голове или в банковской ячейке в банке.
2. Обращайте внимание на банкомат, в котором снимаете деньги — на нем не должно быть никаких накладок, надстроек, липких лент, следов клея или щелей. Мини-камера, направленная на клавиатуру, где клиент вводит PIN-код, может быть установлена на предметах вокруг банкомата или сбоку от клавиатуры — в маленьком отверстии в корпусе банкомата.
3. Вводя пароль, прикрывайте клавиатуру рукой, чтобы Ваш PIN не увидели посторонние или мини-камеры.
4. Проверяйте номер, с которого звонит «представитель банка». Если он начинается на 8800, это еще не означает, что Вам действительно звонит банк. Такой номер может купить любой желающий.
5. Никогда не сообщайте по телефону трехзначный код на обороте карты и PIN-код. Сотрудники банков никогда не запрашивают такую информацию.
6. Игнорируйте SMS-сообщения с просьбой «срочно перезвонить по номеру банка». Если банку это необходимо, его представитель сам позвонит клиенту.
7. Позвоните в банк с просьбой подключить карту к системе 3D Secure. Она вводит дополнительную проверку при оплате услуг и товаров через Интернет. Большинство крупнейших интернет-магазинов подключены к этой системе и не принимают к оплате карты, к ней не подключенные.
8. Не открывайте вложения к письмам, полученным по электронной почте от неизвестных отправителей.
9. Перед оплатой товаров и услуг обратите внимание на адрес сайта. Он может быть похож на сайт магазина, которым Вы пользуетесь, но им не являться. Реквизиты карты на самом деле уйдут мошенникам.
10. В магазинах не позволяйте кассирам уносить карту из поля видимости. Обращайте внимание на путь следования Вашей карты.
Ранее мы писали о том, что телефонные мошенники, предпочитающие наличные, также не отстают в своей изобретательности: не так давно злоумышленникам с талантами гипнотизеров удалось выманить у 82-летнего пенсионера 800 тысяч рублей.