До сих пор ни одна террористическая организация не взяла на себя ответственность за совершение теракта в метро Санкт-Петербурга, хотя обычно после громкого теракта они начинают наперебой объявлять себя организаторами.
«Есть два объяснения феномена, почему никто не хочет брать на себя ответственность. Первое — во взрыве повинна маленькая организация, буквально несколько человек. Дело взрыва-то в целом нехитрое. Есть готовность убивать и умирать самим. Да и деньги практически не нужны: собрал бомбу, спрятал и взорвал. В интернете написаны инструкции. То есть это может быть мельчайшая группа со своей идеологией, чуть ли не один-два человека.
У них может не быть связи со средствами массовой информации, у них, может, даже и названия нет. Они просто преисполнены джихадистской злобы и ненависти к людям и потребности в пиаре нет. Но присутствует страх: не дай бог предать огласке то, что они совершили — их сразу могут поймать», — считает член Общественной палаты, политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков.
К тому же до сих пор не исключено, что террорист мог действовать в одиночку. «Вспомните того же водителя грузовика в Ницце. Их связь с ИГИЛ (Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) — запрещенная в России террористическая группировка) чисто формальная: где-то в соцсетях написал что-то про верность идеалам организации, хотя по сути он ничего о ней и не знает», — заявил Марков.
А вот второй вариант затрагивает большую стратегическую игру и куда как сложнее, чем первый, отмечает «Федеральное агентство новостей».
«Возможно, это, условно говоря, спецслужба какого-нибудь ИГ все это организовала с определенной стратегической и политической целью. А замысел состоит в том, что российская оппозиция обвинила наши власти в организации терактов и смене повестки дня. Логика у них такая: якобы в 1999 году ФСБ взорвала дома, чтобы избрали Путина, а сейчас чуть ли не спецслужбы России организовали теракт, чтобы опять переизбрали президента. И чтобы народ перестал разговаривать о митингах против коррупции.
«Идеология тут у них простая: российское государство — абсолютное зло. Это сравнимо с мыслями радикальных исламистов о том, что современное государство — абсолютное зло. И в этом отношении они являются, без сомнения, политическими союзниками», — говорит Марков.
Напомним, взрыв в вагоне петербургского метро на перегоне между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт» произошел 3 апреля. По последним данным, в результате происшествия погибли 14 человек, 47 находятся в больницах. Еще один взрыв, на станции «Площадь Восстания», удалось предотвратить благодаря своевременному обнаружению самодельного взрывного устройства.
Следствие считает, что Акбаржон Джалилов имеет отношение к обоим взрывным устройствам. В Генеральной прокуратуре РФ взрыв квалифицировали как теракт. По факту инцидента заведено уголовное дело по ст. 205 («Теракт») и ст. 223.1 («Изготовление взрывчатых веществ и взрывчатых устройств»).