А даже не посвященному в тонкости различных банковских и финансовых стратегий ясно: низкие риски всегда связаны с меньшей доходностью.
Суть пенсионной реформы состоит в том, что отчисления по ставке тарифа, предусмотренной в социальном налоге для Пенсионного фонда (максимально 28% от фонда оплаты труда), разделяются на две равные части. Первая поступает в федеральный бюджет, и из этих денег выплачивается так называемая базовая пенсия. Вторая половина пенсионных отчислений идет в Пенсионный фонд, откуда будущим пенсионерам будут выплачиваться страховая и накопленная части трудовой пенсии.
В январе 2003 года государственной компанией, осуществляющей доверительное управление средствами пенсионных накоплений, был назначен Внешэконмбанк. Уже тогда эксперты недоумевали по этому поводу, предрекая бесконтрольность, непрозрачность и низкую доходность инвестиционной деятельности ВЭБ.
Текущая ситуация заставляет, по словам Алексея Горяева, задуматься по крайней мере над двумя вопросами. Во-первых, насколько сверхконсервативная политика ВЭБ оправдана в текущих условиях? Во-вторых, какой в итоге будет судьба всей пенсионной реформы? По мнению эксперта, провал реформы произошел еще несколько лет назад, когда власти не организовали на должном уровне пояснительную кампанию, не приняли меры для стимулирования активности вкладчиков и вывели половину трудоспособного населения из-под юрисдикции реформы, сообщает ТРК «Петербург — Пятый канал».
Сегодня более 90% граждан, попадающих под действие пенсионной реформы, не определились самостоятельно с выбором компании, управляющей пенсионными накоплениями. Таким образом,»по умолчанию» правами распоряжаться средствами подавляющего большинства работающего населения России стала выбранная государством компания, а именно ВЭБ.
Отметим, что некоторые государственные чиновники делают правильные заявления, говоря о необходимости пересмотреть политику управления пенсионными средствами. Однако до сих пор понятной и согласованной альтернативы нет. Пока у сотрудников Внешэкономбанка не появится стимулов к увеличению прибыли, как в негосударственных фондах, уровень доходности государственной управляющей компании будет однозначно ниже, чем у частных игроков.
В то же время, аналитики считают, что общие тенденции мирового экономического кризиса могут затронуть и Россию.
По словам Егора Гайдара, как пишет «Фонтанка.ру», в условиях неизбежного спада правительство может резко увеличить государственные расходы и это неминуемо приведет к масштабному кризису. «Если при новом президенте экономический рост упадет с нынешних 7 процентов ВВП до 2–3 процентов, да еще возникнет угроза девальвации рубля, то власть может начать искусственно стимулировать экономику за счет увеличения госрасходов и поддерживать рубль из накопленных золотовалютных резервов». Сочетание этих мер будет иметь катастрофические последствия, отмечает Гайдар.