По словам исполнительного директора фонда «Охта» Софии Касым: «его талант многогранен — от графики и резьбы по дереву — до живописи».
Владимир Жуков начал свой путь художника на Волге в древнем Ярославле, попав туда прямо из горницы дома в селе Мельничном, дома его школьного учителя рисования, который и преподал первые уроки ремесла живописца и посоветовал ехать в Ярославль, пишет www.museum.ru.
Затем был полный академический курс обучения в институте им. Репина в Ленинграде, ленинградские музеи, библиотеки и выставки. «…Пожалуй, самое существенное в творческом кредо Жукова — внутренняя собранность, сосредоточенность, позволяющая услышать Тишину приоткрываемой им духовной реальности. Мир художника всегда сомасштабен авторскому «я», — со своей биографией, своими привязанностями и симпатиями. Здесь — ничего натужного, надуманного, манерного. Все — предельно естественно». (Лев Мочалов)
Встречи с Владимиром Волковым и Павлом Кондратьевым сыграли ключевую роль в творческой судьбе художника, сообщает www.aktivist.ru. Они открыли ему мир русского авангарда, познакомили с наследием Малевича, Филонова (у которых учился Кондратьев) и Матюшина. «Они вдвоем, — вспоминал Жуков, — принялись весьма энергично помогать мне перестраивать мое видение от иллюзорно-предметного к пространственно-пластическому». Увы, переворот в творческом видении художника привел к тому, что он получил клеймо «авангардиста», а вместе с ним отлучение от системы госзаказа и ограничение участия в выставках. Долгие годы Жуков фактически работал «в стол», обсуждая свои работы лишь с Волковым и Кондратьевым.
Если в 1960-е — начале 1970-х гг. в творчестве Жукова основное место занимало освоение методов Сезанна и «Бубнового валета», то в дальнейшем выбор художественных пристрастий носил более индивидуальный характер. С конца 1970-х заметен интерес к творчеству П. Клее и Дж. Моранди, в 1980-е шло освоение пластики кубизма, Пикассо, Малевича, Филонова («Композиция», 1988), Кондратьева («Птица», 1982; «Швея (Памяти матери)», 1989), древнерусского искусства («Звучание органа», 1981). При этом современные пластические средства удивительно органично переплавлены со стилистикой древнерусских храмов, иконы и народного искусства. Эту линию продолжают и «баклуши» Жукова — рубленые деревянные фигуры (всегда женские, или детские) с угловатыми формами, раскрашенные в яркие «ярмарочные» цвета.
В серии «Интерьеры» («Интерьер», 1981; «Рабочий стол», 1982; «Интерьер», 1988) художник блестяще использовал опыт европейского и русского авангарда, при этом создавая глубоко личную территорию, где внешний аскетизм и отстраненность от окружающего мира сочетаются с внутренней экспрессией.
Работать над циклом «Шуйские домики» мастер начал в 1985 году. Это серия пейзажей старых русских городов и жанровых сцен, выполненных по воспоминаниям детства. В них Жуков всецело погружается в яркие краски народного искусства, ассоциируемые с деревенской вышивкой. В работе «Дом с голубыми ставнями» (1991) даже небо, написанное разноцветными прямоугольниками, превращается в лоскутное одеяло.
В 1982 году художник начал серию «Иконы», представляющую собой авангардистские композиции с кубистической центральной частью и расположенными по периметру клеймами. В 1990-е годы серия продолжилась («Икона III с ковчегом и баклушей», 1999; «Икона VII», 2006). Художник пошел на рискованный шаг, объединяя русскую икону (или, скорее, храмовые фрески) и формальные лики «Крестьянского цикла» Малевича. Эти не имеющие аналогов «иконы XXI века» соединили духовность древнерусской живописи и русского авангарда с философскими исканиями человека современного человека.
Ученик П. Кондратьева и П. Филонова, Жуков зачастую отходит от чисто натурного видения, открывая нечто художественно значимое в самом элементарном. Источником неожиданных пространственных ощущений становятся простейшие предметы: стул, стол, вплоть до обычной комнатной двери. «Окончательный выбор я не сделал и не сделаю, но во всех увлечениях (это не метания, а увлечения) я доверяю только своему чувству» (В. Жуков).
Государственный Русский музей
Инженерная ул. д.4
(812) 314-83-68, 595-42-48