В Госдуме предложили отменить уголовное наказание за репосты в социальных сетях, признанные следствием экстремистскими, и одновременно перевести подобные правонарушения в разряд административных. По мнению парламентариев, поправки позволят справедливо наказывать тех, чьи действия не слишком опасны для общества и к тому же повысят доверие граждан к российскому правосудию.
Два законопроекта внесли в Госдуму депутат от КПРФ, писатель Сергей Шаргунов и депутат-одномандатник, председатель партии «Родина» Алексей Журавлев. Один документ предполагает внесение изменений в Уголовный кодекс РФ, второй предлагает изменить и дополнить Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).
Депутаты предложили устанавливать уголовную ответственность в рамках статьи 282 только в том случае, если предусмотренные ей действия совершаются с применением насилия, с использованием служебного положения или организованной группой.
Формулировку о наказании за те же действия, но совершенные публично, с использованием СМИ либо интернета, предлагается из УК РФ убрать. Таким образом парламентарии намерены исключить «излишне репрессивный уклон» статьи, отмечает ТАСС.
В действующей редакции часть 1 статьи 282 УК РФ предусматривает наказание до пяти лет лишения свободы за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства человека по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к социальной группе, совершенные публично, с использованием СМИ либо интернета.
Часть 2 ст. 282 УК РФ за те же действия, совершенные с применением насилия, использованием служебного положения или организованной группой предусматривает наказание до шести лишения свободы.
Также депутаты раскритиковали статью 282 УК РФ за общую неопределенность. По их мнению, одна из ключевых проблем заключается в том, что статья не дает понимания, какие именно действия ведут за собой возбуждение ненависти либо вражды, передает Newsru.com.
Как напоминают парламентарии в пояснительной записке к документу, Верховный суд в 2011 году указал, что такими действиями следует считать «высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии и других групп лиц», говорится в пояснительной записке. Однако считать этот перечень исчерпывающим невозможно, убеждены депутаты.
Проблемы связаны и с определением того, какая именно информация способна побудить к ненависти либо вражде. Авторы поправок указывают, что «экспертиза, которая носит совершенно субъективный характер, связанный с личностью эксперта, ложится в основу не только принятия решения о возбуждении уголовного дела… но и в основу приговора суда».
В пояснительной записке отмечается, что «неопределенность нормы статьи 282 УК РФ ведет к неоднородности и произволу при применении закона». Депутаты уверены, что предлагаемые поправки позволят «снизить излишнюю неоправданную нагрузку на уголовно-исполнительную систему, экспертное и судейское сообщество России, а также повысить доверие общества к российскому правосудию».
Вместе с тем авторы инициативы предлагают добавить в КоАП новую статью «Пропаганда ненависти либо вражды, а равно унижения человеческого достоинства». Эта статья предлагает наказывать штрафом от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, обязательными работами до 100 часов или арестом до 15 суток, если такие действия были совершены с использованием СМИ или интернета.
Таким образом депутаты намерены добиться «установления справедливой ответственности за совершение действий, незначительных по степени общественной опасности и потому не могущих считаться уголовным преступлением». По замыслу парламентариев, благодаря поправкам нельзя будет уголовно наказывать за репосты новостей и сообщений в социальных сетях и других ресурсах сети Интернет.
Как показывает статистика, число осужденных по экстремистским статьям в России с 2011 года возросло в четыре раза. Как отмечали в МВД, иногда судьи выносят ошибочные решения, но в основном к ответственности привлекают тех, кто «реально вредит и раскачивает ситуацию в стране».