Как сообщил сегодня в своем блоге профессор Сергей Белецкий, в ходе совещания обсуждалась возможность музеефицировать открытые при раскопках на месте предполагаемого строительства «Охта-центра» объекты культурного наследия. На нем заместитель генерального директора «Спецпроектреставрации» член совета по сохранению культурного наследия Михаил Мильчик «предложил полностью музеефицировать открытые объекты культурного (археологического) наследия и перекрыть их сплошной железобетонной плитой, обеспечив при этом беспрепятственный доступ для осмотра памятников, а строительство современного здания вести поверх плиты».
Однако главный архитектор проекта газпромовского небоскреба Филипп Никандров отверг это предложение, заметив, что в противном случае будет технически невозможно построить 400-метровое здание. «Иными словами заказчик, несмотря на согласованную с ним программу археологических исследований, изначально закладывал в проект уничтожение известных ему объектов культурного наследия (и, кстати говоря, неизвестных тоже), находящихся на участке», — считает господин Белецкий.
Поступило предложение и от представителей ОДЦ «Охта» — перенести в пространство цокольного этажа будущего здания «отдельные фрагменты археологических памятников», но оно, по понятным причинам, вызвало решительные возражения со стороны археологов.
Поселение Охта-1. Деревянный настил–платформа, эпоха неолита. Вид с востока.Фото:spbae.ru
«Нельзя сносить памятники археологии, — подчеркнул руководитель санкт-петербургской археологической экспедиции Петр Сорокин. — Археологи никогда не возьмут на себя ответственность за их уничтожение». «Музеефикация в интерьере здания археологических памятников, в принципе, допустима, — заметил Кирпичников, — но только в том случае, если в пространство интерьера включены целиком все валы, рвы, башни и бастионы открытых раскопками крепостей, а также следы застройки неолитического поселения».
Северо-восточный угол башни Ландскроны. Вид с внешней стороны
Фото: spbae.ru
Профессор отмечает, что «к единому решению участники совещания пока не пришли, однако необходимость сохранения и музеефикации памятников археологии охтинского мыса уже не оспаривает ни заказчик, ни представители КГИОП».
Напомним, что в ночь с 8 на 9 октября на участке, который был законсервирован (засыпан землей), работали бульдозеры, рассказала в своем «Живом журнале» искусствовед Наталия Введенская.
16 октября стало известно, что в результате работы бульдозера была «очень сильно испорчена, если не уничтожена, техникой» часть крепостных рвов. А пресс-секретарь «Охта-центра» Вермишев, поясняя ситуацию на месте раскопа, заметил: «Ничего смертельного там не произошло». «Вы видели памятники археологии? Это рвы, а не памятники», — добавил Вермишев.
20 октября на месте побывали представители Росохранкультуры.
Напомним, что за работами на стройплощаке «Охта-центра» теперь можно следить on-line. Данные вэб-камеры обновляются каждую минуту.