Почти полгода книжной реальности режиссер уместил в одни сутки, до предела сконцентрировав накал страстей. Для Сергея Снежкина это не просто биография одного несчастливого детства, а высокая трагедия и даже учебник истории, передает канал «Культура». «Это трагедия жизни, трагедия страны. Я, когда собрал актеров, сказал: «Это учебник истории. То что происходит, то, что будем делать, – это история. Люди ходят по врачам, ссорятся, растят внуков, а на самом деле это история СССР – многострадальная, кровавая», – говорит режиссер.
Пугающий грим покрыл лицо Светланы Крючковой царапинами. Ее героиня – бабушка – самый спорный персонаж повести. Ее любовь к внуку больше похожа на ненависть, но мальчик – единственный смысл ее жизни. Когда ребенка забирают, женщине больше незачем жить. Крючкова признается, что эта роль станет для нее большим испытанием. Погружение в образ психически нездорового, озлобленного на весь мир человека не может пройти безболезненно. «Либо про «больше агрессии, больше злобы», а моя жизненная позиция совсем другая. Ищу, в чем я виновата, а не обвиняю в этом весь мир, окружающих», – замечает Светлана Крючкова.
Сашу Дробитько выбрали из трехсот петербургских первоклассников. Режиссер не побоялся доверить сложный образ ребенку. Правда, для того, чтобы смотреть на Светлану Крючкову с ненавистью, как и положено по сценарию, Саше приходиться идти на хитрости. Ведь его новая «кино-бабушка» мальчику очень нравится. В первый же съемочный день актриса поздравила Сашу с днем рождения и подарила игрушки. Чтобы рассердиться в кадре, он вспоминает ссоры с братом. «Я просто вспоминаю один плохой момент – когда Денис, мой брат, меня выгоняет – игра у него отключилась. Я сразу злюсь и ухожу», – рассказывает юный актер.
Съемки только начались, зрители увидят фильм лишь через полгода. Создатели надеются, что киноверсия «Похороните меня за плинтусом» станет такой же знаковой, как и книга.
Павел Санаев: «Первый вопрос, который возникает у всех, кто прочёл повесть «Похороните меня за плинтусом»: «Неужели это всё правда?!» Разумеется, повесть автобиографична, и это сразу же становится понятным. С другой стороны, в ней много не то чтобы вымысла, а скажем так, художественной манипуляции с реальными событиями. Представьте, что у вас было несколько вязаных шапочек. Вы распустили их на нитки и связали свитер. Примерно так же я обошёлся с реальными событиями своей жизни. Повесть — это не мемуары, и важен эмоциональный накал событий, а не точное воспроизведение фактов. Теперь повесть живёт самостоятельной жизнью, и невозможно расчленять её на части, разбирая где факт, а где «художественная манипуляция». Всё, что написано в повести — чистая правда о жизни Саши Савельева, и считайте, что этот восьмилетний мальчик не имеет к Павлу Санаеву никакого отношения».(www.ruskino.ru)
СМОТРЕТЬ РЕПОРТАЖ «ВЕСТЕЙ»
СПРАВКА: Павел Санаев (1969 г. р.) написал в 26 лет повесть о детстве, которой гарантировано место в истории русской литературы.
Хотя бы потому, что это гипербола и экстракт состояний, знакомых почти всем, и в особенности советским детям, но никогда еще не представленных в таком концентрированном виде, сообщает www.ozon.ru.
От других сочинений на ту же тему, опубликованных в 90-е гг. (А.Сергеева, Д.Галковского), эту повесть решительно отличает лирический характер, в чем, собственно, и состоят загадка и секрет ее обаяния. Это гомерически смешная книга о жутких превращениях и приключениях любви (которая и есть «все, в чем мы нуждаемся», как пели «Биттлз»). Поэтому она адресована самому широкому кругу читателей, независимо от возраста, пола и мировоззрения.
Книга, номинированная на Букеровскую премию, буквально взорвала отечественный книжный рынок и обрела не просто культовый, но — легендарный статус, пишет сайт www.dom-knigi.ru.