Недавнее заявление представителя КГИОП Григория Филина — « если Дворцовая площадь не является объектом культурного наследия, то и право доступа к ней не может быть нарушено» шокировало жителей «культурной» столицы. Однако официально факт остался фактом — объектом культурного наследия является только Александрийская колонна.
Инициативные граждане, требующие закрыть каток через суд, выяснили, что ансамбль Дворцовой площади еще пять лет назад включен в проект Единого государственного реестра памятников истории и культуры как самостоятельный объект культурного наследия, передает Горзаказ.Орг. Об этом заявителям по делу «Граждане против «Зимнего катка» в ответ на их обращение сообщило Федеральное агентство по культуре и кинематографии (ФАКК).
«Дворцовая площадь входит в состав объектов, включенных в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, — говорится в письме ФАКК. — Поддерживаем точку зрения о том, что ансамбль Дворцовой площади (включая Дворцовую площадь), должен рассматриваться как единый градостроительный ансамбль федерального значения. Одновременно сообщаем, что названный памятник истории и культуры в 2003 году внесен в проект Единого государственного реестра объектов культурного наследия».
Правда, реестр правительством РФ до сих пор не утвержден. «Тем не менее, из этого письма следует, что ансамбль Дворцовой площади относится к числу выявленных памятников, — считает автор обращения в ФАКК и инициатор судебного процесса петербуржец Александр Макаров. – А значит, по закону он должен охраняться КГИОП».
К следующему судебному заседанию, которое назначено на 5 февраля, заявители представят эти доводы в виде ходатайства.
Напомним, что первое заседание по делу о законности катка на Дворцовой площади состоялось 29 января. Суд длился целый день, так и ничем не закончившись.
Заявители считают, что каток нарушает их право на доступ к культурным ценностям и объектам культурного наследия. В связи с этим они просят суд обязать уполномоченные организации (Россвязьохранкультуру и КГИОП) устранить допущенное нарушение и требуют незамедлительного прекращения работы катка.
Однако убирать каток с площади, судя по всему, не собираются. Главный аргумент чиновников — Дворцовая площадь не является памятником и якобы охраняться не должна.
Россвязьохранкультура не признала, что из-за катка отсутствует доступ к «памятнику федерального значения Александровская колонна».
«Если Дворцовая площадь не является объектом культурного наследия, то право доступа к ней не может быть нарушено», – считает Григорий Филин, представляющий интересы КГИОП в разбирательстве по делу об оспаривании противоправного бездействия органов государственной власти в отношении нарушаемого права граждан на свободный доступ и приобщение к культурным ценностям, пишет Закс.ру.
«Большой зимний каток не препятствует осмотру непосредственно колонны и не искажает, а только изменяет ее восприятие», – утверждает г-н Филин. Он уверен, что точки зрительного восприятия объекта не являются характеристикой данного объекта, а следовательно, и предметом охраны.
Еще одни аргументы: поскольку сооружение, установленное вокруг Александровской колонны, является временным, то факта нарушения свободного доступа граждан к данному культурному объекту, определяемого ст. 44 Конституции РФ, не присутствует. При этом свое определение слова «доступ», применяемого в данной статье, представитель Росохранкультры привести не смог.
«Никто не стал бы возражать, если бы на Дворцовой просто залили каток, — считает глава Россвязьохранкультуры Виталий Калинин. — А вот фанерные бараки, напоминающие рынок, можно было бы отнести куда-нибудь во двор Генштаба, например».
Когда стали разбираться, кто разрешил возведение катка в таком виде, в каком он есть сейчас, выяснилось, что планировку согласовывал Комитет по градостроительству и архитектуре (КГА) Смольного. Однако на запрос Россвязьохранкультуры глава КГА Александр Викторов сообщил, что при согласовании проекта он требовал его изменения в соответствии с регламентом использования площади. Это означает, что оборудование катка и трибуны должны быть установлены не ближе предельного расстояния от Александровской колонны (соответственно 10 и 50 м), являющейся памятником федерального значения.
Межведомственная комиссия, в которую вошли представители Россвязьохранкультуры, КГИОПа и Эрмитажа, еще 18 декабря 2007 года выявила факт нарушения этих параметров, пишут «Ведомости».
Однако, как рассказал заместитель руководителя управления Россвязьохранкультуры по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Александр Шухободский, с 1 января 2007 года органы охраны памятников (в том числе и КГИОП) были лишены полномочий по согласованию проектов строительства и реконструкции в так называемых охранных зонах, за исключением территории самих памятников, пишет «Коммерсант». Теперь «можно только по факту установить, что что-то построено незаконно, а деньги уже потрачены, сооружения стоят».
Директор «Босконевы» — фирмы-учредителя катка, отказался от комментариев.
Иными словами, КГИОП выставил владельцам катка предписания, которые те формально могут не выполнять.