В Тверь доставлены тела погибших во время крушения «Невского экспресса». Об этом рассказала радиостанции «Эхо Москвы» редактор программы «Патрульная служба» телекомпании «Тверской проспект» Ирина Чикунова.
Мощность бомбы, которой в пятницу вечером подорвали «Невский экспресс», составляла 7 килограммов в тротиловом эквиваленте. Всего взрывных устройств было два, но одно сработало уже на следующий день, причем не в полную силу, не причинив вреда ни людям, ни инфраструктуре.
ВСЕ НОВОСТИ ПО ТЕМЕ (списки, телефоны, хроника событий)
По восстановленному после взрыва пути пошли поезда. МЧС завершает поисковые работы на месте подрыва «Невского экспресса». Их вели сотрудники отряда «Центроспас». На месте остаются только ремонтные бригады. Они продолжают восстанавливать железнодорожные пути и опоры контактной сети.
Следствие
У МВД РФ уже есть информация о людях, которые, возможно, могут быть причастны к теракту. Сейчас составляются их фотороботы. Кроме того, милиция ищет человека, который по телефону сообщил о возможных подозреваемых. Уголовное дело возбуждено по статье «теракт».
У следствия есть данные, подтверждающие причастность нескольких человек к крушению «Невского экспресса», заявил глава МВД России Рашид Нургалиев.
По его словам, «есть один гражданин, который сейчас дает информацию, мы ее проверяем и, прежде всего, осуществляем сплошной розыск». «Есть и материалы, которые говорят, что есть несколько людей, которые, возможно, были причастны к этому преступлению», — добавил он.
Говоря о приметах одного из подозреваемых, глава МВД сообщил, что «ему около 40 лет, он коренастого телосложения, рыжеволосый». «Но эта информация, которая требует проверки», — подчеркнул он.
Нургалиев отметил, что на месте происшествия есть улики. «Очень много предметов, которые могут нам дать то направление, по которому мы будем раскрывать это преступление», — уточнил Нургалиев.
В свою очередь глава РЖД Владимир Якунин считает, что нынешний подрыв «Невского экспресса» напоминает события почти трехлетней давности. «Подрыв произошел по схеме, очень напоминающей (происшествие) трехлетней давности«, — говорит он.
Утром в субботу высказывались лишь версии произошедшего: РИА «Новости» со ссылкой на МЧС сообщает, что поезд мог сойти с рельсов из-за отключения подачи электричества на железной дороге. Но представитель Русэнергосбыта уже заявил, что электроснабжение железнодорожных путей не прерывалось. Минтранс рассматривает в качестве возможной причины технический сбой стрелки железнодорожных путей. Источник в ведомстве сообщил, что из-за перепада электрического напряжения стрелка на линии железнодорожных путей могла перевестись, что привело к аварии.
Но как заявили «Интерфаксу» в правоохранительных органах Москвы, одна из основных версий — версия теракта. «Рядом с железнодорожным полотном была обнаружена воронка диаметром в один метр. Очевидцы перед ЧП слышали сильный хлопок. Все это может говорить о возможном теракте», — сказал собеседник агентства.
Сколько погибших и пострадавших?
По последним данным, при крушении поезда погибли 26 и пострадали 96 человек, судьба еще 18 человек выясняется.
При этом портал Lifenews говорит о том, что личности 20 жертв катастрофы на железной дороге придется устанавливать с помощью теста ДНК — от людей остались лишь фрагменты тел. По их сведениям, «по не озвученным пока официально данным», погибли 44 человека.
Уже обнародован поименный список пострадавших.
Власти: что сделано для пострадавших
Президент РФ Дмитрий Медведев поручил докладывать о ходе расследования лично ему, а правительство создало специальную комиссию по ликвидации последствий ЧП.
Вскоре пострадавшие смогут получить компенсации, окончательные списки погибших и пострадавших в правительство поступят в понедельник.
В субботу были озвучены первые решения по выплатам семьям погибших и пострадавшим при крушении поезда.
Министр здравоохранения и соцразвития РФ Татьяна Голикова сообщила, что средства решено выделить из резервного фонда правительства. Она уточнила, что семьи погибших получат единовременное пособие в размере 300 тысяч рублей, получившие тяжелые травмы — по 100 тысяч, а те, кто получил ранения легкой степени тяжести, — по 50 тысяч.
В свою очередь ОАО «РЖД» намерено выплатить семьям погибших по 500 тысяч рублей, а пострадавшим — по 200 тысяч. Деньги будут выплачиваться за счет прибыли компании.
Как сообщил первый вице-премьер РФ Виктор Зубков, возглавивший правительственную комиссию по ликвидации последствий ЧП на железной дороге, списки погибших и пострадавших при крушении «Невского экспресса» до конца понедельника передадут в правительство РФ, после чего будут выплачиваться компенсации.
Валентина Матвиенко и правительство Санкт-Петербурга окажет всю необходимую помощь семьям погибших и пострадавшим в этой страшной аварии. «В эти трудные для всех нас дни желаю скорейшего выздоровления раненым в катастрофе. Память о погибших будет жить в наших сердцах», — говорится в обращении Валентины Матвиенко, где она также выразила соболезновения семьям погибших.
Погибшие VIP\’ы
В субботу стало известно, что среди погибших есть высокие федеральные чины. Например, экс-сенатор от Петербурга, председатель правления госкомпании «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор») Сергей Тарасов.
Говорят очевидцы
Пассажиры «Невского экспресса», их друзья и знакомые рассказывают о том, как все происходило.
Многие говорят, что первые минуты не верили, что все это происходит на самом деле, а паника и некоторая растерянность у людей наблюдалась лишь первые несколько минут. А потом все осознали, что надо помогать раненым, начали разбивать окна, выбивать двери, которые заклинило, и доставать пострадавших. «Ребята вели себя совершенно геройски», — пишет очевидец о тех пассажирах, которые первыми пришли на помощь пострадавшим.
ВИДЕО
«Надо сказать, ребята вели себя совершенно геройски»
Одним из пассажиров «Невского Экспресса» оказался известный бизнесмен, один из руководителей клуба «2015», Николай Коварский. Ему повезло, он остался жив. Вот как он описывает произошедшее в своем блоге.
Все вышеописанное — от момента, когда что-то пошло «не так» до полной остановки прошло не более 30 секунд. Мрак, сперва тишина, потом стоны и крики раненых и покалеченных.
Я на полу — почему-то меня кинуло на пол, что, видимо, и спасло — и несильно придавило, только недвижными телами. Тела отодвинул, себя ощупал — весь в крови, но, похоже, в основном, чужой. Руки-ноги работают, особых болей нет (что, впрочем, всегда обманчиво — шок) — попробовал подвигать основными частями тела — вроде получается. На голове здоровенная шишка, кровоточит, но терпимо. Удалось встать, но какое-то время пришлось стоять и ждать, пока ребята, не особо пострадавшие, не расчистили завалы. Кругом страдание — мы сидели в задней части вагона, куда прилетели все сумки и чемоданы — там много заваленных и покалеченных.
Вообще, вагон в первые минуты катастрофы представлял из себя равномерно раскиданную по всему объему массу из тел, частей вагона и остатков кресел.
Несколько мужчин в вагоне пострадали несильно, некоторые вообще отделались ссадинами — они и организовали первичную помощь. Не обошлось без хаоса, но паники не было, люди быстро организовались. Выбили стекла, начали выкидывать сидения и части конструкции — освободить проход и начать вытаскивать людей из-под завалов. Надо сказать, ребята вели себя совершенно геройски — в этом хаосе, без всякой внешней помощи, смогли организовать достаточно вменяемую систему спасения граждан в тех условиях, в которые были поставлены.
Ранения людей были в основном тяжелые — рваные раны, открытые и закрытые переломы, проникающие ранения от летавших частей конструкции, ну и прочее — не для печати. Были и недвижные тела, но посчитать их в темноте не было никакой возможности, да и не до этого было.
После того как прошел шок — за это время я успел помочь выкинуть несколько кресел в окно — стало ясно, что стоять на ногах, мягко говоря, некомфортно — пришлось сесть на остатки кресла. Одна часть салона вагона была в лучшем состоянии, чем другая — туда переходили ходячие раненые, туда я помог пройти брату.
В криках о помощи, разбивании стекол и постепенной ликвидации завалов прошел где-то час — напомню, сама катастрофа произошла где-то в 21:30. К этому моменту вокруг вагона стали собираться люди — из передней части состава и, видимо, местные, успевшие добраться. Через окно забрались врачи — они принесли первые обезболивающие и осмотрели раненых, поделив их на группы для эвакуации — по степени тяжести ранений.
Проводница достала откуда-то воды, которую все жадно пили. Началась эвакуация легко раненых и несильно пострадавших на улицу через окна — двери вагона полностью заклинило.
Наконец, где-то через полтора часа появились первые представители МЧС и медики, которые и начали профессиональную эвакуацию. Людям делали обезболивающие уколы и быстро отправляли на машинах в близлежащие больницы. Катастрофа произошла в лесу — на счастье, в этом месте были подъезды, но это были обычные российские лесные дороги. До ближайших крупных селений, с медициной и подразделениями силовых ведомств, никак не меньше 40 км. По колдобинам и ямам. Вертолетам садиться негде.
Тем не менее, первых, тяжелых раненых отправили довольно быстро — силами местных машин скорой помощи. В одну из ходок отправили в больницу в Бологое и меня — брата мне удалось отправить чуть раньше в другой госпиталь. Впрочем, в больнице я долго не задержался и отправился на машине в Питер.
Не профессионал, но конструкция вагонов поражает. Все сиденья, за исключением нескольких в начале вагона, какие-то острые элементы конструкции — не выдержали удара, оторвались, летали по салону и были одной из основных причин травм и смертей. Повторяю, не специалист — но как-то это все выглядело странно. Как-то хлипко они были прикреплены к массивным основаниям. Остатки крепежа — рваные зубцы металла, похоже на алюминий — тоже резали людей что твои ножи.
Заклиненные двери удалось открыть только МЧС снаружи. Окна было почти невозможно разбить, да и нечем. Лестница была только одна, и ее долго не удавалось достать — завалило. В общем, как — то удивило.
Работа профессионалов — с учетом того, что они появились на сцене через часа полтора — в целом порадовала. Работали быстро, знали, что делать. Приехали, по мнению многих пострадавших, слишком поздно — с другой стороны, я совершенно не понимаю, как туда вообще можно было быстро подъехать — это же непролазная чаща. Возможно, стоит подумать об обустройстве подъездов по всей длине жд трасс, устраивая в определенных местах вертолетные площадки.
Организация местной скорой помощи и медицина — ну, сами понимаете. Люди стараются, но стараются они тем, что у них есть — а этому, как минимум, лет 40. Техника старая, вокруг на сто верст машин скорой помощи, может, пять. Еще эти ямы… В больницу ехал с двумя тяжелыми, КАК они орали на каждой кочке — а по лесу ехать пришлось где-то минут тридцать — раза два им приходилось колоть морфин.
Больницы — ну какая может быть больница в Бологом? Но люди — прекрасные. Душевные, отзывчивые, все кидались помочь, эксплуатировали в хвост и в гриву старенький рентген, организовали места для ночлега, разносили чай. Им спасибо.
Сбор поклажи из вагонов был организован четко самими пострадавшими, а довольно скоро место аварии было оцеплено, а вещи пассажиров были взяты под охрану. Теперь бы понять, где получать. Про случаи мародерства слухи ходили, но сам не видел.
«Горячие линии»
В течение поступления информации о ЧП были обнародованы следующие полезные телефоны:
Телефон МЧС в Москве — 8-495-637-22-22, «горячая линия» МЧС в Тверской области — 8-482-239-99- 99.
Ранее МЧС открыло «горячие линии» в Москве 8-495-626-37-07 и в Санкт-Петербурге 8-812-718-25-16.
По этим телефонам родственники и близкие пострадавших могут получить информацию, а также воспользоваться психологической помощью.
Как в свою очередь сообщает РЖД, телефон «горячей линии» компании — 8-800-200-67-67.
СПРАВКА: «Невский экспресс» (№ 165/166) — скоростной пассажирский поезд, курсирующий между Москвой и Санкт-Петербургом. Время в пути — 4 часа 30 минут. Поезд идет без промежуточных остановок. В отличие от электропоезда ЭР200, у которого все вагоны (кроме головных) являются моторными, «Невский экспресс» состоит из электровоза и пассажирских вагонов производства Тверского вагоностроительного завода.