Главным нововведением при сдаче вождения на автодроме станет отсутствие инспекторов ГИБДД рядом с учеником, сообщает «Российская газета».
В настоящее время министерство образования и науки разрабатывает новые программы обучения водителей. Напомним, что принятая методика, которая должна вступить в силу в конце 2011 года (или раньше, если автошколы будут к этому готовы) предполагает сдачу первой части практического экзамена – вождение на площадке – на специальным образом оборудованном автодроме, имитирующем обстановку улицы с разметкой, знаками, светофорами и даже железнодорожными переездами. Так что ученик попадает в практически реальные условия мегаполиса.
Такое требование уже вызвало множество нареканий со стороны автошкол – автоматизированная площадка обойдется в сотни тысяч рублей, что скажется и на стоимости услуги для учеников. Уже сейчас руководители петербургских автошкол называют сумму, согласно которой обучение вождению станет многим не по карману — заветные права оценивают в 70 тыс. рублей.
И хотя идея реформирования обучения водителей в целом не плоха, специалисты считают, что она не только преждевременна, но и не осуществима, по крайней мере, в сложившейся экономической ситуации.
Напомним, что новая система обучения подразумевает значительное увеличение практических учебных часов, а так же наличие специально оборудованных площадок для обучения будущих водителей. Однако несомненным плюсом такого решения является отсутствие «человеческого фактора» — навыки ученика проверяет электроника.
Кстати, проверке подвергнется не только ученик, но и учитель – такая проверка позволит выявить, насколько квалифицированно обучают в автошколах. А этот вопрос сейчас стоит особенно остро.
В ответ на жалобы руководителей автошкол в Генеральную прокуратуру последняя направила в МВД предписание отменить новую методику на том основании, что она не была утверждена министерством юстиции, а значит, не может применяться. Но, во-первых, до 2011 года еще есть время, а во-вторых, действующая методика также была введена только приказом начальника ГАИ и не проходила утверждения в других ведомствах, сообщает издание.
По данным «Российской газеты», в России уже построено 10 автодромов. Несмотря на протесты многих автошкол, в ГАИ считают, что автодромы будут выгодны самим автошколам: на них можно обучить гораздо больше учеников, на свободное от приема экзаменов и занятий время их можно сдавать в аренду. В Петербурге — 83 школы по подготовке водителей, вряд ли все они смогут купить и содержать необходимые автодромы.
Дождавшись определенного времени для сдачи экзамена, новичок выходит на площадку и садится в машину без инспектора. Во время экзамена за учеником наблюдает только электроника. Помимо всех навыков кандидату в водители придется запомнить и последовательность выполнения упражнений на площадке: если перепутает, придется пересдавать. Если ученик не сдал, он получит на руки распечатку с указанием всех ошибок.
Второй этап практической части – вождение в городе – проходит уже с присутствием автоинспектора в машине. При этом за обоими участниками экзамена наблюдает электроника, установленная в экзаменационном автомобиле: приборы фиксируют все действия как ученика, так и инструктора. Ведется не только видео-, но и звукозапись всех разговоров. Специальный экзаменационный набор на машину стоит 50 тысяч рублей. Все данные будут храниться год. Так что в случае необоснованного по мнению ученика провала, подтвердить либо опровергнуть вердикт инструктора можно с помощью этих записей.
Заметим, что ужесточение правил для автошкол может подстегнуть волну мошенничества. Необходимость платить дважды «за сдачу» экзамена сначала инструктору, а потом сотруднику ГИБДД, возможно, и будет решена. Но уже сейчас купить права дешевле, чем получить их законным способом, пройдя обучение. На черном рынке водительское удостоверение значительно дешевле: популярная поисковая система по запросу «купить права категории В» выдает множество страничек с подобными предложениями, причем цена варьируется в районе 20-25 тысяч рублей.