Рассказ очевидца публикует «Мой район».
«Где-то в течение часа после аварии вообще ничего не происходило. После остановки поезда мы около получаса сидели в купе, потом наша попутчица Ирина – видимо, врач, — сказала, что пойдет к проводнице, узнает, не нужна ли помощь.
Вернулась она минут через двадцать, и сказала, что, по словам проводницы, три вагона сошли с рельсов.
Мне кажется, что и поездная бригада не сразу осознала масштабы бедствия, ведь оторвавшиеся вагоны были достаточно далеко от основного состава. Я и еще один мужчина из нашего купе решили идти вместе с Ириной.
Собрали воду, на всякий случай захватили скатерти, которые можно было разорвать на бинты.
Когда шли мимо состава, видели людей, мирно ужинавших в вагоне-ресторане. Впрочем, и мы сами поняли, какая стряслась беда, лишь после того, как дошли до третьего вагона, который действительно сошел с рельсов, но остался в сцепке с поездом, и увидели, что еще двух вагонов просто нет…
Прошли метров семьсот по путям – увидели второй вагон, лежащий на боку. К этому моменту те, кто мог из него выбраться сами, уже выбрались.
Я забрался в лежащий вагон и стал кричать, есть ли живые. Увидел мужчину, который полз к выходу – помогли ему выбраться. Потом вылез проводник, сказал, что живых там больше не осталось.
Дальше мы подошли к третьему вагону. Люди сами начинали выносить раненых. У многих были открытые переломы конечностей, травмы позвоночника – нести их на руках было нельзя, а никаких носилок, естественно, не было. Вместо них использовали узкие щиты.
Но вокруг была кромешная тьма, мы наступали на лежащих на земле, плюс всюду были оборванные провода, и можно было легко навернуться вместе с носилками.
Для того, чтобы хоть что-то видеть, разжигали костры. Решили, что будем переносить раненых на другую сторону полотна – укладывали их на разложенные кресла. Потом проводники принесли матрасы.
Где-то в 23:50 подтянулись основные силы спасателей. Пригнали платформу с мощным прожектором. Пассажирам, которые не пострадали (или пострадали несильно) предложили садиться в подогнанный поезд – потом мы пересели в «Сапсан», который и отвез нас в Петербург.
Здесь все было организовано достаточно четко. Но вот то, что происходило сразу после катастрофы, вызывает множество вопросов.
В поезде не было медикаментов и перевязочных материалов – любой автолюбитель обязан иметь аптечку, а в экспрессе она, оказывается, не обязательна. Не было инструментов – обыкновенных топоров и ломов, которые понадобились, чтобы вытащить людей из искореженных вагонов.
По информации пресс-службы Октябрьской железной дороги, аптечки положено иметь в каждом вагоне, и в каждом вагоне «Невского экспресса» они были. Плюс — одна дополнительная аптечка у начальника поезда.
Наличие ломов и топоров в вагонах «Невского экспресса», сказали в пресс-службе, не предусмотрено».
Напомним, вечером 27 ноября под локомотивом «Невского экспресса» сработало самодельное взрывное устройство с дистанционным управлением примерной мощностью, эквивалентной 7 кг тротила. В результате взрыва сошли с рельсов три последних вагона. По данному факту возбуждено уголовное дело по ст.205 УК РФ (террористический акт).
Накануне, по предварительной пока информации, была установлена судьба всех пассажиров, следовавших данным поездом. Число погибших, по данным МЧС, составляет 26 человек, все они опознаны.