«Решение о строительстве «Охта-центра» не может быть принято, пока не будет заключения экспертизы, что это вообще можно строить. Нужно понять, выдержит ли земельный участок и фундамент такую нагрузку», — заявил Кибовский агентству «Интерфакс» в пятницу.
Он напомнил, что на месте предполагаемого строительства сейчас проводятся археологические раскопки.
«Власти Петербурга считают, что они могут это сделать (разрешить строительство «Охта-центра»). У нас мнение обратное — что они не имеют права это делать», — сказал он.
Ранее сообщалось, что в рамках реализации проекта на территории Малой Охты ведутся детальные археологические исследования. Подробное изучение истории этого места, где три столетия назад располагалась крепость Ниеншанц, а еще совсем недавно находились корпуса промышленных объектов советской эпохи, стало возможным именно с началом подготовки к строительству. Работы проводятся за счет средств инвестора.
Завершающий этап археологических исследований проводит Институт истории материальной культуры Российской академии наук. Представители инвестора ранее заявляли, что до получения заключения Главгосэкспертизы на строительном участке будут идти только берегоукрепительные и археологические работы, а также испытание свай.
Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, в свою очередь, заявляла, что окончательно решение о строительстве «Охта-центра» будет приниматься только после заключения Главгосэкспертизы. «Решение о строительстве правительством еще не принято. Проект разрабатывается, он должен пройти серьезную государственную экспертизу», — сказала В.Матвиенко.
ЗАО «Общественно-деловой центр «Охта» после прохождения согласований получило подписанное губернатором постановление о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров при строительстве высотной доминанты нового района.
Материалы с сайта ВООПИиК, ЗАКС.ру
После выхода документа министр культуры РФ Александр Авдеев направил прокурору Санкт-Петербурга заключение Росохранкультуры по проекту, согласно которому правительство города при подготовке и принятии указанного решения допустило нарушения законодательства. Министр обратился к прокурору города с просьбой принять необходимые меры прокурорского реагирования. Ведомство провело соответствующую проверку.
Кроме того, проведение общественных слушаний для получения разрешения на отклонения по высоте пытались оспорить в судах жители Петербурга — противники строительства «Охта-центра». Однако в удовлетворении требований им было отказано.
Позднее инициативная группа из 32 человек, среди которых члены партии «Яблоко» Максим Резник, Михаил Амосов, Борис Вишневский, подали в городскую избирательную комиссию заявку на проведение референдума по строительству «Охта-центра». Комиссия заявку приняла и направила на рассмотрение в парламент города. 23 декабря 2009 года Законодательное собрание не дало согласия на проведение референдума, усмотрев в заявленных вопросах несоответствие законодательству.
Представители инвестора заявляли, что в целом поддерживают проведение референдума, так как ряд социологических опросов по-прежнему свидетельствует о сохранении тенденции роста числа сторонников проекта. В компании поясняли, что при прохождении процедуры получения разрешения на отклонения от предельных параметров инвестор действовал строго в правовом поле. В комиссию по землепользованию и застройке была подана заявка с обозначенными основаниями.
В рамках реализации проекта планируется строительство общественно- делового района, главным элементом которого станет здание высотой 396 метров. Предполагается, что полностью строительство «Охта-центра» будет завершено к 2016 году.
Добавим, что археологи, историки и филологи Петербурга – академики и члены-корреспонденты РАН – отправили на имя министра культуры Александра Авдеева письмо, в котором просят защитить «Петербургскую Трою», уникальную зону археологических памятников, которая полностью исчезнет в фундаменте «Охта-центра».
Как пишет Газета.ру, ученые считают, что рьяные инвесторы и администрация города нарушают федеральное законодательство, обрекая на разрушение древние памятники истории и культуры. Среди них неолитическое поселение, две деревянно-земляные крепости – Ниеншанц и Ландскрона – и могильник XVI–XVII веков. К сожалению, ушедшие поколения людей «по недоразумению» возвели свои строения там, где сейчас власти Петербурга и ОАО «Газпром» хотят построить «Охта-центр». Наверное, правильно говорят, что свято место пусто не бывает.
Но если древние строители не разрушали то, что было построено до них, то возведение 400-метрового небоскреба подразумевает полное переустройство грунта и приспособление территории под нужды огромного здания, что грозит полным уничтожением всех археологических находок.
Северо-восточный угол башни Ландскроны. Вид с внешней стороны
Фото: spbae.ru
Напомним, что на участке, отведенном под строительство здания «Охта-центра», существует объект «Ниеншанц». Статус выявленного объекта культурного наследия он получил еще от Министерства культуры СССР – в 1986 году. В процессе дальнейших раскопок (продолжены лишь в 2006 году, когда археологи смогли найти дополнительное финансирование), были выявлены «Ландскрона» и вышеупомянутый могильник.
В письме ученых к министру культуры Авдееву говорится: «Все эти памятники несут признаки объектов культурного наследия, и об их выявлении государственные органы охраны памятников Петербурга были своевременно извещены. Согласно п. 6 ст. 18 ФЗ, все эти объекты находятся под охраной государства со дня их обнаружения».
Фото: www.archeo.ru
Но еще летом прошлого года распоряжением комитета, отвечающего за охрану памятников на территории Петербурга, границы существующего объекта культурного наследия были произвольно изменены таким образом, что объекты, выявленные в ходе раскопок, оказались практически полностью выведены из-под государственной охраны.
До этого распоряжения КГИОП археологическая территория площадью 33950 квадратных метров занимала примерно 72% площади земельного участка, выделенного городом инвестору на праве собственности. Объект культурного наследия считался обременением. Соответствующее указание имеется в кадастровом паспорте этого земельного участка.
Но вскоре появился документ, которым КГИОП изменил границы объекта культурного наследия, полностью освободив участок под строительство от обременений. Объекты культурного наследия, конечно, никуда не переместились и по сей день (видимо, до поры до времени) находятся на территории, предназначенной для строительства.
Не так давно археологам удалось сфотографировать, как строительные рабочие из Средней Азии (наверняка официально оформленные и работающие со всеми необходимыми документами?) разбирают крепости «Ниеншанц» и «Ландскрона» – памятники архитектуры XIII–XVII веков.
Эти снимки были представлены широкой общественности, что привлекло к участию в этом мероприятии прокуратуру Петербурга. Прокуратура, в свою очередь, дала обещание жестко следить за сохранностью объектов культурного наследия, и разборка крепостей приостановилась. Однако в непосредственной близости от них начались испытательные работы по заливке свай здания «Охта-центра», которые ставят памятники под угрозу уничтожения.
Как утверждают в своем письме ученые, ситуация с «Охта-центром» является «лишь звеном в цепи нигилистического отношения городской администрации к объектам археологического наследия». По их словам, начиная с 2005 года, сведения о нескольких десятках таких объектов и их историко-культурная экспертиза были направлены в КГИОП, но меры к приданию им статуса охраняемых объектов так до сих пор и не были приняты. Ученые негодуют: «Действия городской администрации по игнорированию объектов культурного (археологического) наследия Санкт-Петербурга носят ярко выраженный системный характер. Убедительно просим вас вмешаться в сложившуюся ситуацию и принять все возможные меры для сохранения объектов культурного (археологического) наследия Санкт-Петербурга».
Их обращение, как ни странно, косвенно подтверждают слова самой Валентины Матвиенко, губернатора Петербурга и главного лоббиста «Охта-центра».
«Охранять более четырех тысяч гектаров (именно столько занимает исторический центр Северной столицы) – это нонсенс», – заявила она на встрече в Париже с генеральным директором ЮНЕСКО Ириной Боковой.