Дмитрий Мареев, СПбЛЗ: «Российская лифтовая отрасль готова обеспечить страну лифтами, только дайте заказы»

Дмитрий Мареев, СПбЛЗ: «Российская лифтовая отрасль готова обеспечить страну лифтами, только дайте заказы»
Фото предоставлено ООО ИКС ЙЕРА

На встрече с генеральным директором ДОМ.РФ Виталием Мутко спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила о необходимости возрождения в России лифтовой отрасли. О том, как она себя чувствует и каких требует перемен, рассказал генеральный директор Санкт-Петербургского лифтового завода Дмитрий Мареев.

Дмитрий, Как сегодня обстоят дела в отечественной лифтовой отрасли, на ваш взгляд? Там есть какие-то серьезные проблемы, раз разговор возник на самом высоком уровне, да еще в таком ключе, что, мол, необходимо, возрождать?

— Я считаю, что это преувеличение. Проблемы есть, но не в самой отрасли, не у производителей, вот здесь не надо путать. Правильнее говорить, что возрождения требует российских лифтовый парк. В настоящее время огромное количество подъемников требуют замены по всей стране.

Лифтов, которым «пора на пенсию» порядка 100 тысяч. Из них 80 тысяч — в жилом фонде. До 15 февраля 2025 года в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» 011/2011 подъемники, отработавшие положенные четверть века, должны быть обновлены. Но технически и финансово это невозможно. Думаю, сроки перенесут.

Фото предоставлено ООО ИКС ЙЕРА

А сами отечественные производители не испытывают проблем?

— В целом трудностей с производством не возникает. Напротив, отрасль, я считаю, недозагружена. Рынок лифтов за 2023 год составил порядка 40-45 тыс. единиц — это весь объем смонтированных лифтов по стране, в том числе по программам замены в жилом фонде, а это примерно 18 тыс. единиц. Если же говорить о производственном потенциале заводов отечественных и белорусских, то эта цифра равна 60-65 тыс. лифтов. Отрасль стабильно развивается, особенно на фоне ухода с рынка импортных производителей из ТОП-5 (OTIS, KONE, Schindler, ThyssenKrupp, Mitsubishi) и не только. Это объективно дало значительный импульс к развитию и позволило заводам начать активно инвестировать не только в производство, но и в НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы — прим. ред.).

Наш общий с белорусскими коллегами потенциал полностью покрывает потребности рынка. Да, есть пробелы в сегменте высокоскоростных лифтов, но это не существенный сегмент, к тому же в этом направлении многие отечественные заводы уже наработали и реализуют проекты по установке таких подъемников.

Фото предоставлено ООО ИКС ЙЕРА

Спикер Совфеда поручила отраслевому комитету к маю разработать программу восстановления производства лифтов и их модернизации. На чем она должна быть основана и какие включать требования?

— Подойти нужно взвешенно. Есть понимание по производственным резервам. В новом строительстве ситуация вполне рыночная, известно количество лифтов, закупаемых застройщиками из Турции и Китая — около 10 тыс. единиц. Вопрос недозагруженности можно решить. Тут отрасли помогли бы пошлинные барьеры на лифты со скоростью до 2,0 м/с, импортируемые в нашу страну — это массовый сегмент, где отечественные заводы с технической точки зрения более чем конкурентны.

Что касается замены лифтов в старом жилом фонде, то тут проблема, скорее, в финансировании этих процедур, так как многие регионы не имеют финансовой возможности для выделения субсидий или же софинансирования этих работ региональным фондам капитального ремонта, сборов с жителей на эти виды работ просто не хватает. Но это уже вопрос бюджетирования, и он явно вне компетенций лифтостроительных заводов. Если регионы будут готовы закупать — мы готовы обеспечить необходимое количество лифтов.

Валентина Матвиенко среди прочего отметила, что нужно «заканчивать заниматься дурью с этими конкурсами». Нет ли здесь противоречия? Ведь тендер — это возможность получать крупные заказы и постоянных клиентов на долгий срок. К тому же конкурс подразумевает конкуренцию, без которой нередко нет должного качества.

Что касается тезиса о конкурсах и конкуренции, то монополизация — точно не выход. А если сопоставить с емкостью рынка и потенциальными мощностями, то ограничение конкуренции это, скорее, мощный тормоз. Возможно, снизить недобросовестную конкуренцию помогут более жесткие критерии оценки и отбора, но в этом вопросе главное — не уйти в ограничения ради ограничений, чтобы не свалиться в ту же монополию, поскольку это сильно замедлит отрасль в лучшем случае, а в худшем — погрузит ее в стагнацию и упадок.

Лифтовая отрасль — это перспективный сегмент при условии конкуренции и доступности к заёмному капиталу. Но излишнее регулирование, скорее, может навредить отрасли, чем помочь.

Как обстоит дело с эксплуатацией лифтового оборудования? Глава СовФеда, например, указала, что Ростехнадзор должен «построже спрашивать с управляющих компаний». Может быть, возложить ответственность и на пользователей подъемников? Ведь пассажиры порой игнорируют правила пользования лифтами.

Эксплуатация лифтов — это как поведение пешехода или водителя на дороге. Ведь по сути лифт — это тоже транспорт, где также есть правила, регламенты, ГОСТы. То что некоторые управляющие компании при выборе подрядчика на техническое обслуживание лифтов в первую очередь смотрят на цену — не новость. К чему это иногда приводит тоже понятно, так как качество технического обслуживания напрямую зависит от периодичности осмотров и регламентных работ, проводимых на лифтах, а эти мероприятия четко прописаны в инструкциях по эксплуатации заводов производителей, в регламентах и ГОСТах. Управляющим компаниям стоит обращать внимание на компетенции обслуживающих компаний, их материально-техническое оснащение, укомплектованность специалистами. Да, стоимость, конечно, имеет значение, но если цена в пределах тарифа, то стоит обратить внимание на другие, более важные аспекты.

Соблюдение пассажирами правил и отношение пользователей к лифтам и вообще к общему домовому имуществу — это, скорее, вопрос воспитания и образованности. У некоторых просто вот руки «заточены» что-то испортить. Видеонаблюдение, как показывает практика — не панацея. Но дописывать тут законы я бы не стал, хулиганов нужно наказывать в рамках действующего законодательства.

Возвращаясь к вопросу производства: на какие объемы сейчас рассчитаны мощности вашего завода? Новая дорожная карта поможет нарастить силы?

Потенциальный объем Санкт-Петербургского Лифтового Завода — порядка 1 тыс. лифтов в год. Так как наше предприятие больше ориентировано на региональный рынок, это вполне реальная цифра, на которую возможно выйти при соответствующем спросе со стороны застройщиков и фондов капитального ремонта.

Фото предоставлено ООО ИКС ЙЕРА

Кроме того наше предприятие приступило к расширению еще в начале 2023 года и заложило строительство сразу двух новых производственных корпусов. Один из них был запущен в сентябре 2023-го, а другой — в конце марта 2024-го. Площадь производства за короткие сроки была увеличена более чем в два раза. Также был значительно расширен современный станочный парк предприятия, всё оборудование высокоточное с системами управления ЧПУ и элементами роботизации процессов. Помимо увеличения объемов также расширена и линейка выпускаемого оборудования.

Но, повторяю, мы по-прежнему недозагружены. Наращивать силы имеет смысл тогда, когда есть спрос.

Складывается впечатление, что проблема одна — недостаточный спрос из-за недофинансирования фондов капремонта, которые ведут замену отработавших лифтов?

Не совсем так. Например, помимо производства лифтов есть еще и монтаж этого оборудования на объектах. Так вот острая нехватка кадров в этом сегменте существует не первый год. Нужно привлекать молодежь в отрасль, возрождать имидж профессии монтажника подъемных механизмов. Делать это должны, конечно, сами игроки рынка, но совместно с региональными и федеральными властями. И это работа не на один год, такую проблему с наскока не решить.