Нет контроля – нет ответственности: частные СИМ катаются по своим правилам

Фото: baltphoto.ru/Николай Овсянников

Пока частные владельцы средств индивидуальной мобильности фактически не несут ответственности в случае нарушений правил дорожного движения. Эта ситуация вызывает опасения специалистов.

С ветерком

Скорость передвижения на СИМ ограничивается только их техническими характеристиками. Существует много моделей, таких как гироскутеры, сегвеи, электроскейтборды, моноколеса с различной мощностью. Они могут разгоняться до большой скорости — примерно 80-90 км/ч. В тоже время на прокатных самокатах невозможно разогнаться из-за автоматического ограничения скорости в рамках кикшеринговой программы. В Петербурге скорость ограничена до 20 км/ч, а в некоторых местах до 15 км/ч и 10 км/ч. Эти локации программа тоже учитывает и сбрасывает скорость самоката до разрешенных значений.

Сложно обнаружить

Выявить любителей быстрой езды на СИМ очень сложно. По словам директора Ассоциации операторов микромобильности Ксении Эрдман, в случае ДТП найти виновника затруднительно даже при наличии уличных камер видеонаблюдения. Лицо легко скрыть под капюшоном или бейсболкой. Операторы проката справляются с идентификацией водителя без помощи камер – по времени использования самоката.

ТО под вопросом

Далеко не все владельцы ответственно подходят к техобслуживанию и проверке технического состояния СИМ. Ксения Эрдман считает, что отсутствие необходимости оформлять страховку только способствует тому, что на регулярное ТО зачастую смотрят сквозь пальцы. А неисправности иногда приводят к инцидентам с пострадавшими. Зарегистрированы случаи пожаров из-за СИМ, порой у них взрываются аккумуляторы. Например, в апреле 2024 года в Петербурге моноколесо, оставленное на зарядке в одной из квартир, загорелось. Пострадала пожилая женщина и частично выгорела кухня.

Ждём перемен

Очевидно, что ситуация требует изменений. По мнению эксперта рабочей группы по законодательству в области безопасности дорожного движения при Правительстве Российской Федерации Дмитрия Попова, нужна система регистрации СИМ. В настоящее время готовится законодательная инициатива, согласно которой каждое средство мобильности будет обладать собственным номером и QR-кодом.

«Кроме того, 10 июля 2024 года Госдума РФ рассмотрела в первом чтении законопроект о повышенных штрафах для нарушителей ПДД на СИМ. Проект предусматривает передачу права налагать штрафы на нарушителей органам исполнительной власти. Только после объединения этих двух факторов — обязательной регистрации СИМ и делегирования местным властям права штрафовать нарушителей — мы сможем восстановить порядок в этой сфере. Наказание должно быть неотвратимым», — пояснил Дмитрий Попов.

Только цифры

Согласно данным научного центра безопасности дорожного движения, в 2023 году почти половина ДТП с участием СИМ совершена частниками (47%). По данным Ассоциации операторов микромобильности, в России примерно 300 тысяч прокатных транспортных средств с личной мобильностью, в то время как в частных руках находится около 500-800 тысяч.

Есть правила

Тем временем кикшеринговые компании ежегодно заключают соглашение с комитетом по транспорту Санкт-Петербурга. В этом документе установлено ограничение скорости до 20 км/ч, а в некоторых локациях до 10 км/ч и 15 км/ч. Соглашение регулярно дополняется новыми мерами контроля, способствуя улучшению безопасности движения на СИМ. Операторы сами штрафуют нарушителей и блокируют им аккаунты.

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Петербуржцы выгодно пополняют и приобретают транспортные карты с СБП

Петербуржцы выгодно пополняют и приобретают транспортные карты с СБПНовости
Жители Петербурга получили выгоду в 4,5 млн рублей при покупке и пополнении проездных билетов через Систему быстрых платежей. О такой сумме сообщила пресс-служба Национальной системы платежных карт. Это стало возможно благодаря предложению СБП. До конца года действует акция: при покупке или пополнении проездных билетов через Систему быстрых платежей (СБП) на...
Подробнее

Шесть петербуржцев и ленинградцев заняли пьедестал всероссийского чемпионата по программированию True Tech Champ

Шесть петербуржцев и ленинградцев заняли пьедестал всероссийского чемпионата по программированию True Tech ChampНовости
Сразу шесть участников из Петербурга и Ленинградской области заняли пьедестал всероссийского чемпионата по алгоритмическому и робототехническому программированию True Tech Champ  цифровой экосистемы МТС в этом году. Второе место в первом треке занял ученик Президентского физико-математического лицея №239 Владимир Звездин, а во втором две петербургских команды «Котята и роботы» и «Микро-мыши»...
Подробнее