Пока частные владельцы средств индивидуальной мобильности фактически не несут ответственности в случае нарушений правил дорожного движения. Эта ситуация вызывает опасения специалистов.
С ветерком
Скорость передвижения на СИМ ограничивается только их техническими характеристиками. Существует много моделей, таких как гироскутеры, сегвеи, электроскейтборды, моноколеса с различной мощностью. Они могут разгоняться до большой скорости — примерно 80-90 км/ч. В тоже время на прокатных самокатах невозможно разогнаться из-за автоматического ограничения скорости в рамках кикшеринговой программы. В Петербурге скорость ограничена до 20 км/ч, а в некоторых местах до 15 км/ч и 10 км/ч. Эти локации программа тоже учитывает и сбрасывает скорость самоката до разрешенных значений.
Сложно обнаружить
Выявить любителей быстрой езды на СИМ очень сложно. По словам директора Ассоциации операторов микромобильности Ксении Эрдман, в случае ДТП найти виновника затруднительно даже при наличии уличных камер видеонаблюдения. Лицо легко скрыть под капюшоном или бейсболкой. Операторы проката справляются с идентификацией водителя без помощи камер – по времени использования самоката.
ТО под вопросом
Далеко не все владельцы ответственно подходят к техобслуживанию и проверке технического состояния СИМ. Ксения Эрдман считает, что отсутствие необходимости оформлять страховку только способствует тому, что на регулярное ТО зачастую смотрят сквозь пальцы. А неисправности иногда приводят к инцидентам с пострадавшими. Зарегистрированы случаи пожаров из-за СИМ, порой у них взрываются аккумуляторы. Например, в апреле 2024 года в Петербурге моноколесо, оставленное на зарядке в одной из квартир, загорелось. Пострадала пожилая женщина и частично выгорела кухня.
Ждём перемен
Очевидно, что ситуация требует изменений. По мнению эксперта рабочей группы по законодательству в области безопасности дорожного движения при Правительстве Российской Федерации Дмитрия Попова, нужна система регистрации СИМ. В настоящее время готовится законодательная инициатива, согласно которой каждое средство мобильности будет обладать собственным номером и QR-кодом.
«Кроме того, 10 июля 2024 года Госдума РФ рассмотрела в первом чтении законопроект о повышенных штрафах для нарушителей ПДД на СИМ. Проект предусматривает передачу права налагать штрафы на нарушителей органам исполнительной власти. Только после объединения этих двух факторов — обязательной регистрации СИМ и делегирования местным властям права штрафовать нарушителей — мы сможем восстановить порядок в этой сфере. Наказание должно быть неотвратимым», — пояснил Дмитрий Попов.
Только цифры
Согласно данным научного центра безопасности дорожного движения, в 2023 году почти половина ДТП с участием СИМ совершена частниками (47%). По данным Ассоциации операторов микромобильности, в России примерно 300 тысяч прокатных транспортных средств с личной мобильностью, в то время как в частных руках находится около 500-800 тысяч.
Есть правила
Тем временем кикшеринговые компании ежегодно заключают соглашение с комитетом по транспорту Санкт-Петербурга. В этом документе установлено ограничение скорости до 20 км/ч, а в некоторых локациях до 10 км/ч и 15 км/ч. Соглашение регулярно дополняется новыми мерами контроля, способствуя улучшению безопасности движения на СИМ. Операторы сами штрафуют нарушителей и блокируют им аккаунты.