В Петербурге старые здания начинают преподносить неприятные сюрпризы. За месяц до губернаторских выборов в исторической части города всплыла проблема изношенности домов, когда обрушились перекрытия в здании на улице Большая Зеленина. Несмотря на дважды отклонённое предложение признать дом аварийным, масштабы проблемы теперь явно указывают на необходимость передачи полномочий по работе с аварийным историческим наследием от кураторов дворников к профессионалам строительного сектора.
Попытки признать дом на Большой Зелениной аварийным предпринимались в 2014 и 2019 годах, но профильная комиссия не нашла достаточных оснований для этого. Жильцы многократно жаловались на состояние стен и парадных, однако меры принимались только к августу 2024 года, когда в здание наконец прибыли строители. Вопрос, как ремонт фасада и крыши сможет спасти здания с прогнившими от времени капитальными конструкциями, остаётся открытым. Проблема может быть более широкой, чем это представляется на первый взгляд.
Официально в перечне аварийных домов Петербурга числится 31 объект, преимущественно дореволюционного строительства, согласно данным Дом.МинЖКХ. Однако портал ГосЖКХ сообщает, что аварийных домов в городе значительно больше — 261. При этом здание на Большой Зелениной отсутствует в этом списке. В 2023 году Петербург стал лидером по приросту площади аварийных объектов, с увеличением в 40 раз с 1,2 тыс. до 46,4 тыс. квадратных метров. Это свидетельствует о том, что около 1000 квартир в Северной столице могут находиться в опасном состоянии.
Проблема стала особенно актуальной после обрушения дома на Гороховой улице, который, несмотря на своевременное расселение, также долгое время не признавался аварийным. Планировалось, что ремонт будет выполнен силами Фонда капитального ремонта (ФКР), что вызывает вопросы о целесообразности использования бюджетных средств для устранения аварийности.
Вместе с тем, в федеральном бюджете на 2024 год предусмотрены 330 миллиардов рублей на национальный проект «Инфраструктура для жизни», который включает в себя расходы на работу с аварийными объектами. Для сравнения, финансирование ремонта аварийного жилья в Петербурге через ФКР на 2024 год оценивается в 1,1 миллиарда рублей.
Кроме того, аварийное жильё требует не только косметического ремонта фасада или крыши, но зачастую и полной перестройки основных конструкций. Это может потребовать расселения жителей, хотя в ряде случаев более эффективным решением может быть снос старого здания и строительство нового по современным технологиям.
Комитет по строительству под руководством Игоря Креславского и вице-губернатор Николай Линченко, ответственные за постановку задач для ФКР, фактически не занимаются восстановлением аварийного жилья. Жилищный комитет, который должен решать эти вопросы, уже несколько месяцев остаётся без руководителя, что усложняет ситуацию.
Отметим, что и.о. главы Жилищного комитета на месте не появлялся.