В Петербурге рынок электросамокатов разделился на две группы. Первая – кикшеринги, которые работают в легальном поле и учитывают все требования по безопасности и ограничения правительства Петербурга. Вторая категория – частные СИМ – застряла в серой зоне и является более опасной. Тем не менее, несмотря на пристальный контроль сервисов за пользователями, именно частным СИМ удается лавировать между городскими ограничениями и вниманием ГИБДД.
В Петербурге сотрудники Госавтоинспекции запланировали проведение профилактических рейдов. Мероприятия пройдут с 12 по 18 августа. Хотя, казалось бы, логичным, проводить подобные рейды в выходные, когда пользовательская активность самокатчиков, особенно владельцев частных СИМ, растет.
В то же время, профилактические мероприятия петербургское ГИБДД назвало «Кикшеринг». Однако эксперты в области микромобильности уже неоднократно подчеркивали, сфера арендных самокатов находится в жестких рамках, гораздо опаснее хаотичное распространение частных самокатов, численность которых в Петербурге даже тяжело установить, ведь некоторые покупают технику не у официальных дистрибьютеров, а с рук. Более того, аварийность частных самокатов из-за несоблюдения пользователями элементарных правил ПДД выше, чем среди арендованных СИМ.
Эксперты Ассоциации операторов микромобильности при этом подчеркивают, кикшеринговые самокаты на уровне ПО учитывают все ограничения, вводимые в городах. В частности, прошивки арендованных самокатов не позволяют разгоняться больше разрешенных 20 км/ч и завершать поездки в зонах, где парковка самокатов невозможна. В случае частных самокатов поставщики техники не учитывают эти нюансы, а продают СИМ с базовыми настройками. Поэтому именно частные, а не арендованные самокаты требуют большего контроля.
Профессор МАДИ Виталий Гаевский также подчеркивает, что кикшеринговые сервисы и так довольно пристально следят за своими клиентами, блокируют аккаунты нарушителей и штрафуют пользователей. Тогда как курьеры на мопедах, наоборот, предоставлены сами себе и требуют большего внимания со стороны ГИБДД.
По данным Научного центра безопасности дорожного движения, за первые шесть месяцев 2024 года число ДТП с участием электровелосипедов составило 432. Большинство происшествий произошло в Москве (225) и Петербурге (38).
«Более чем в половине (52,3%, 226) ДТП велосипедисты, передвигавшиеся на электровелосипедах, являлись работниками сервисов доставки, в данных происшествиях погибли четыре и ранены 226 человек», — подчеркнули в Научном центре безопасности дорожного движения.
В то же время, к контролю за использованием частных электросамокатов и мопедов курьеров могли бы подключиться специалисты Городского мониторингового центра. Особенно в центре Петербурга достаточно камер с функцией распознавания лиц и походки. Но ориентированы они в настоящий момент на выявление преступлений, не связанных с нарушением правил ПДД в отношении СИМ. Кажется, что перепрошивка камер и ИИ, которые контролируют обстановку в Петербурге, под потребности выявления нарушителей среди самокатчиков и велосипедистов обойдется дешевле, чем привлечение сотрудников ГИБДД. Кроме того, так блюстители порядка на дорогах не будут отвлекаться от контроля водителей, число ДТП с участием, которых кратно превышает случаи инцидентов с СИМ.
К тому же, такой опыт уже есть в Москве, и кикшеринговые компании оценивают его позитивно. Там настроили камеры системы «Безопасной город» на выявление нарушений среди пользователей СИМ. Операторы проката заявили, что готовы к внедрению такой же практики в Петербурге и оснащению номерами самокатов в этом году. Теперь слово за городом.