Принятый вчера в целом закон «О дополнительных мерах по противодействию коррупции» был внесен группой депутатов-единороссов и пролежал в ЗакСе без движения больше года. Вспомнили о нем три недели назад, в разгар спора законодательной и исполнительной властей о разграничении полномочий во всех сферах городской жизни, пишет газета «Коммерсант».
В соответствии с законопроектом, депутаты намерены учредить антикоррупционную комиссию, включающую не менее пяти депутатов и представителей Контрольно-счетной палаты, которая также является структурным подразделением ЗакСа. Комиссия должна проводить «антикоррупционную экспертизу» нормативных актов и участвовать в назначении чиновников среднего звена — глав комитетов и районов. В последний момент парламентарии согласились на поправку о том, чтобы решения комиссии носили бы не обязательный, а рекомендательный характер.
Сама по себе коррупция в тексте законопроекта определяется как подкуп (дача взятки) или использование служебного положения в личных целях.
«Есть отрасли, требующие антикоррупционной экспертизы, чтобы процесс был более прозрачным, — считает председатель комитета по законодательству Виктор Евтухов. — Например, бюджетный процесс, госзакупки, выборы, государственная муниципальная служба».
Он уверен, что у закона хорошие перспективы в свете недавних заявлений президента Владимира Путина и первого вице-премьера Дмитрия Медведева о необходимости борьбы с коррупцией в национальном масштабе, и поэтому считает, что комиссия появится «в ближайшее время» после того, как закон подпишет Валентина Матвиенко.
В Смольном, впрочем, думают по-другому. Представитель губернатора в ЗакСе Михаил Бродский сообщил, что будет рекомендовать госпоже Матвиенко наложить на закон вето.
В справке, подготовленной комитетом по правопорядку и законности Смольного, перечислены претензии чиновников, сводящиеся главным образом к тому, что региональные законодатели покушаются на компетенцию федеральных органов власти, так как рассматриваемый предмет относится к сфере регулирования уголовного и административного кодексов.
Кроме того, в комитете считают, что ряд терминов закона нуждается в расшифровке. По словам господина Бродского, губернатор готовит свой антикоррупционный закон.
Борьбу с коррупцией депутаты решили не откладывать в долгий ящик, обнаружив в повестке дня документ, который, как признал господин Евтухов, «вряд ли прошел бы через сито антикоррупционной экспертизы». Им оказался внесенный губернатором проект закона «О нормативах распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции в Санкт-Петербурге, не рекомендуемой детям до 16 лет», предполагающий обязательную экспертизу фактически любых товаров на предмет возможности их продажи детям.
Проект закона не рекомендовали к принятию сразу две комиссии ЗакСа, он получил отрицательное юридическое заключение — парламентские юристы нашли в законопроекте противоречия федеральным законам, а председатель парламентской комиссии по правопорядку и законности Аркадий Крамарев назвал документ «широким полем для коррупции», так как в нем не определены ни методика, ни правила признания этой категории товаров опасными, ни конкретные органы, которые будут этим заниматься. Больше всего депутатов насторожило то, что чиновники районных администраций начали «запугивать» предпринимателей заранее.
Глава комиссии по образованию и науке Константин Сухенко продемонстрировал коллегам письмо администрации Петродворцового района «руководителям предприятий розничной торговли», где первый замглавы района Евгений Моторин уведомляет о необходимости, под угрозой штрафа, экспертизы товаров в Центре экспертизы игрушек и иной игровой продукции.
При этом в письме упоминается сначала постановление правительства (об одобрении вносимого в ЗакС законопроекта), а в следующем абзаце говорится «согласно указанному Закону Санкт-Петербурга», как будто закон уже принят, а проводить экспертизу уже кого-то уполномочили.
В итоге одобрения в первом чтении губернаторская инициатива не получила. Предложение о переголосовании также не набрало достаточной поддержки, и лишь спустя несколько часов Михаилу Бродскому удалось убедить несколько депутатов, и законопроект с трудом смог набрать минимально необходимое для одобрения количество голосов. Столкнувшись с сопротивлением, господин Бродский предложил взять время на поправки до 1 июня.
Напомним в МВД также готовятся поправки в закон «Об оперативно-розыскной деятельности». В документе предлагается «снять ограничения на проведение оперативного эксперимента для выявления и раскрытия коррупционных правонарушений, совершаемых должностными лицами, в том числе выполняющими управленческие функции в коммерческих и иных организациях».
Если новая поправка, вступит в силу,то позволит сыщикам провоцировать на взятку даже чиновников, отвечающих за принятие самых незначительных решений. Например, выдача свидетельств о регистрации земли или кредита.
В нынешней редакции федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативный эксперимент разрешается применять лишь к подозреваемым в подготовке или совершении тяжких и особо тяжких преступлений.