Повышение размеров штрафов за нарушения правил дорожного движения не прошло бесследно — водители стали чаще пристегиваться, меньше проезжать на запрещающий сигнал светофора и выезжать на встречную полосу. В январе 2008 год на 25 % снизилось число аварий со смертельными исходами, зато резко увеличилось количество ДТП без пострадавших. В то же время, культура вождения среди петербургских водителей, увы, остается крайне низкой, а ситуация на дорогах по-прежнему напряженной.
Как сообщает Шанс.ру, проблема культуры вождения успешно решается во многих странах мира.
Так, например в Финляндии, российские водители не рискуют нарушать правила езды, потому что там в отношении нарушителей действуют непомерно высокие штрафы. И, кстати, штрафы в стране Суоми не привязаны к определенной денежной сумме, а высчитываются по специальной формуле, исходя из дохода нарушителя. Впрочем, ниже 150 евро они, как правило, не бывают. А «забыть» накинуть ремень безопасности и вовсе у финнов будет дороговато — по 100 евро с каждого непристегнутого пассажира.
Тоже самое в Эстонии, где сумма штрафа за парковку на газоне составляет несколько среднемесячных зарплат, а пересечение двух сплошных придется отрабатывать больше полугода.
В Швеции на всю страну 450 полицейских и даже королевский кортеж, сопровождаемый двумя полицейскими, двигается без спецсигналов, мигалок и ревущих сирен. Зарубежный рецепт безопасности на дорогах прост и не нов: жесткое ограничение скорости, обязательное использование средств защиты (ремень безопасности) и усиленный контроль за дорожным движением.
Именно этим рецептом намерена воспользоваться и Россия. Очередной этап ужесточения штрафов, вводимый с 1 июля 2008 года, создание в течение ближайших месяцев единого информационного центра на основе баз данных всех силовых структур (это позволит оперативно вычислять нарушителей и принимать соответствующие меры), принципиальное изменение схемы обучение в автошколах, начиная во второго квартала текущего года. Будет и пересмотрена программа обучения.
Методика, по которой сейчас обучают в автошколах и сдают экзамены, была утверждена в 1998 году. С тех пор ситуация на дорогах, в автомобилестроении кардинально изменилась. Все те же 206 часов обучения на теорию и практику. Многие автошколы вынуждены идти по пути натаскивания ученика на сдачу экзамена в ГАИ, жертвуя большинством других важных аспектов. Уже известно, что подготовлен пакет предложений по перегруппированию программы обучения — отказаться по максимуму от лекций и практических занятий по технической составляющей автомобиля, сделав акцент на юридической, психологической и практической подготовке будущих водителей. Все изменения планируется ввести, уже начиная со второго квартала. Между тем, директора многих автошкол принимают нововведения, если не в штыки, то с сомнением, мотивируя свою реакцию тем, что им придется переучивать всех инструкторов и повышать стоимость обучения.