Великий француз служил четырем русским императорам, поставил более шестидесяти балетов, был удостоен высочайших наград, а в финале был изгнан из Мариинского театра, который называл своим домом. Однако до сих пор ни одна академическая труппа не может обойтись без спектаклей Петипа – великого хореографа русского балета, сообщает канал «Культура».
Он прибыл в Санкт-Петербург в качестве первого танцовщика с жалованьем десять тысяч рублей в год. Он даже и не думал, что задержится на шестьдесят лет. Глядя на смешного француза, обмотанного платком, никто и не предполагал, что русский балет навсегда будет связан с его именем. «Без Петипа академический театр существовать не может», – убежден Михаил Лавровский.
Десять лет назад в репертуаре Мариинки появилась новая «Спящая красавица». Старый шедевр Петипа реконструировал Сергей Вихарев. Это была первая совместная работа Чайковского и Петипа. Хореограф сам пришел к композитору с четким планом балета и буквально по секундам расписал каждую вариацию. «Там все рассчитано на эффект праздника, сказочность, неожиданность», – замечает Сергей Вихарев.
«Спящая красавица» также стала первым балетом Марины Кондратьевой в Большом театре. Она танцевала и в постановке Мессерера – Габовича, и в двух редакциях Григоровича. До сих пор партию Авроры она считает одной из самых сложных, а сам балет – энциклопедией классического танца. «Считается, что балерина состоялась, если она станцевала все балеты Петипа», – говорит Кондратьева.
В Академии хореографии классическому танцу учат восемь лет. Есть даже такой предмет «производственная практика». Ее начинают именно с Петипа. Ректор академии Марина Леонова, считает, что балерина, воспитанная на классическом экзерсисе, может станцевать все. «Петипа знал природу классического танца и умел из самых простых движений сделать изумительные вариации», – считает она.
В прошлом сезоне «Корсар» в Большом наделал немало шума. Алексей Ратманский и Юрий Бурлака тоже попробовали свои силы в реконструкции Петипа. «Мы имели записи начала двадцатого века. Петипа был уже не активен. Он отошел от дел и в своих мемуарах жаловался, как безжалостно все искажается», – рассказывает Ратманский.
Свои балеты Петипа сочинял дома, расставляя на доске фигурки танцовщиков. В театр он приходил, подобно стратегу – имея готовый план любой мизансцены. Хореограф легко ставил масштабные сцены, не нарушая четкости в кордебалете. На премьере «Баядерки» сцену «Теней» танцевали шестьдесят четыре танцовщицы. В «Оживленном саде» – шестьдесят восемь балерин. На сегодняшний день эти сцены не имеет аналогов.
«Музыка для танцев, а танцы для балерины», – говорил Петипа. Своих танцовщиц он любовно называл «ma belle» – «моя красавица». Знаменитые вариации Петипа всегда были согласованы с индивидуальностью балерины, поэтому они так удобны для танца. «Можно вариациями Петипа лечить ноги», – замечает Марина Кондратьева.
Он поставил более шестидесяти балетов: «Лебединое озеро», «Раймонда», «Щелкунчик»… До сих пор зарубежные импрессарио просят русские театры привозить им классику – балеты Петипа. Администраторы театров знают точно: когда идут такие спектакли, свободных мест в зале не бывает.
В Санкт-Петербурге объявлен открытый конкурс на первый в мире памятник реформатору мирового балета Мариусу Петипа. Инициатором проекта в год 190-летия со дня рождения великого хореографа выступил Фонд Фаруха Рузиматова «Возрождение танцевального искусства», сообщает»Эхо Петербурга». Памятник балетмейстеру Мариусу Петипа появится у входа в театральную библиотеку, пишет Фонтанка.ру. Это будет либо бюст балетмейстера, либо фигура небольшого размера.
СМОТРЕТЬ РЕПОРТАЖ КАНАЛА «КУЛЬТУРА»
|