Иракский цыган, нелегально проникший в Россию, пожелал получить статус беженца. За помощью он обратился к Уполномоченному по правам человека.
Прежде чем начинать бороться за свои права, бывает полезно убедиться, что они есть. Иначе защита несуществующих прав может неожиданно обернуться против того, кто их отстаивал.
Именно в такую ситуацию попал гражданин Ирака, цыган по национальности Хан Мохсин. По его словам, в мае 2007 года он нелегально пересек границу Российской Федерации, не имея при этом никаких документов, удостоверяющих его личность.
Покинуть Ирак его заставили преследования на национальной почве и религиозные убеждения.
Хан Мохсин обратился к Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге Игорю Михайлову с просьбой оказать ему содействие в приобретении статуса беженца в связи с тем, что Управлением федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, куда он обратился по данному вопросу, ему было отказано.
«По сколку в данной момент у меня нет не каких документов то, часто мне приходится сидеть часами в отделениях милиций, и инной, раз кажется, что я не когда не смогу стать человеком» — написал омбудсмену Хан Мохсин.
Игорь Михайлов направил запрос в УФМС, в котором просил рассмотреть вопрос и принять меры согласно действующему законодательству. В ответе миграционной службы разъяснялось: «…лицо было вынуждено незаконно пересечь Государственную границу Российской Федерации с намерением ходатайствовать о признании его беженцем и не обратилось с ходатайством в порядке, предусмотренном законом».
Именно поэтому, Хан Мохсину было отказано в рассмотрении ходатайства, которое он подал с нарушением порядка и сроков.
Кроме того, представители миграционной службы сообщили, что на основании действующего законодательства Хан Мохсину необходимо выехать за пределы Российской Федерации в течение месяца со дня получения уведомления.
В аппарате Уполномоченного по правам человека пояснили в этой связи, что омбудсмен работает в рамках действующего законодательства, и он не может «помочь получить гражданство», если человек не имеет на это право, передает АН «Оперативное прикрытие»