К таким результатам пришли депутаты Госдумы, ознакомившись со справкой, представленной им главой следственного комитета. Единственное, что запомнили законодатели, что Бастрыкин был на редкость вежлив. В цифры они не вдумывались. А зря.
«Справка о противодействии коррупции следственными органами СКП РФ за 9 месяцев 2010 года» представляет большой интерес, пусть механизмы явления она не вскрывает. Зато документ в абсолютных цифрах дает понимание о составе коррупции, пишет Фонтанка.ру.
Сначала скучные, но важные, цифры. За первые три квартала этого года в СКП поступило практически 34 тысячи сообщений о коррупции, по результатам которых было возбуждено 11 тысяч 465 уголовных дел. Из них более всего дел ушло в суд с квалификацией «получение взятки» (290 УК РФ)- 1 084 и «дача взятки» (291 УК РФ) — 1977. Менее всего чиновники и другие должностные лица попадались на служебном подлоге.
Дальше больше. Обвиняемыми по коррупционным делам стали 6656 человек, из которых 4523 — должностные лица. Последняя цифра включает в себя лиц, обладающих особым правовым статусом. И тут внимательного читателя ожидает первый сюрприз. Как оказалось, меньше всего коррупционной ржавчине, согласно СКП, оказались подвержены судьи (дел с их участием дошло до суда всего 3); следователи самого СК (5), следователи Госнаркоконтроля (6) и депутаты законодательных органов субъектов РФ (7). Среди отличившихся со знаком «минус»: депутаты выборных органов местного самоуправления (116), назначаемые должностные лица органов местного самоуправления (153) и выборные должностные лица органов местного самоуправления (198).
Вглядываясь в минимальную цифру судебно-коррупционных дел, дошедших по суда, сразу вспоминается гневная тирада президента Медведева о том, как прогнила эта система, и его просьба о помощи к бизнес-сообществу — обращаться в следственные органы с информацией о судьях-взяточниках. Судя по статистике, то ли предприниматели наплевали на просьбу президента, то ли следствие невнимательно относится к сообщениям бизнеса.
На этом веселые цифры не заканчиваются. Обозревая наиболее коррупционноемкие сферы деятельности (из числа направленных в суд дел), СКП ставит на первое место правоохранителей (ну, а кто их нынче не пинает) — 6224 дела. С большим отрывом на втором месте следует сфера образования и науки — 1684 дела, на третьем — здравоохранение и социальное обеспечение — 1487 дел. Замыкает дюжину жилищно-коммунальное хозяйство — 112 дел.
В то, что ЖКХ менее всего подвержено главной проблеме России, верится еще меньше, чем в статистику о судебной коррупции. Эта тема была подробным образом рассмотрена на недавнем Госсовете, где было высказано авторитетное мнение, что качество оказываемых услуг в ЖКХ давно оставляет желать лучшего. А цены растут.
«Фонтанка» попыталась опросить экспертов в связи с указанными в докладе цифрами, однако услышала только смех в телефонной трубке. Отсмеявшись, опрошенные в большинстве своем вспомнили недавний президентский перл: «Нет веры в эту статистику, брехня это зачастую».