Закончились детство и отрочество княжича Александра Ярославовича, и началось его самостоятельное правление в Великом Новгороде, пишут «Известия». Именно в это время 19-летний Александр женится на полоцкой княжне Александре Брячиславовне и побеждает в своем первом сражении, которое провел не только как ратник, но и как полководец. Главного героя сыграл молодой актер Антон Пампушный, который, по мнению сопродюсера картины Рустама Ибрагимбекова, просто обречен проснуться знаменитым наутро после премьеры.
Режиссер Игорь Каленов: «Наш фильм о том, каково это — быть одному на вершине» (Из интервью «Известиям»)
— Вашу работу будут сравнивать с фильмом Сергея Эйзенштейна. Какие аргументы вы уже приготовили своим оппонентам?
— Я понимаю, что сравнений с гениальной картиной классика нам не избежать. Но мы сняли другое кино. Не плакат и не эпос, а историю о мальчике, который вступает во взрослую жизнь и учится жить по правилам, которые диктует политика. Наш фильм о том, каково это — быть одному на вершине. И при всем при том, будучи политиком, будучи военным, он умудряется сохранить милосердие и сострадание.
— Исторический фильм — дорогое удовольствие?
— Деньги дают под те фильмы, которые с большей вероятностью способны вернуть вложенные в них средства. Историческое кино способно. Причем проще найти десять миллионов долларов, чем один. Если ты говоришь, что мне нужен только миллион, но на фильм о Маше и Ване, которые поехали в деревню поднимать фермерское хозяйство, — вряд ли кто-то поведется на такую историю.
— Исторический шпионский боевик — кино чисто мужское…
— В фильме есть два замечательных женских образа. Света Бакулина сыграла Александру, жену князя, а Юлия Галкина — Дарью, подругу Ратмира. Женские персонажи в фильме — это любовь, нежность, страсть…
«Исторический шпионский боевик» про «святого благоверного великого князя Александра Невского, небесного покровителя русского воинства» сделан продюсерами Игорем Каленовым (он же режиссер) и Рустамом Ибрагимбековым, по сценарию Владимира Вардунаса, при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии, пишет www.vremya.ru.
Обе цитаты взяты из пресс-релиза, где они так и стоят рядом, в двух соседних предложениях, что свидетельствует как о стилистической глухоте, так и об отсутствии элементарной добросовестности не менее, чем сам фильм. Который даже на общем довольно печальном фоне поражает степенью халатности и низким уровнем кинематографической культуры.
Фото с www.film.ru
Про историческую достоверность как личности Александра Невского, так и самой Невской битвы говорить не стоит. Возможно, и битвы-то не было, а было сражение или даже просто стычка со шведами, которые действительно ходили на восток, покушаясь на земли язычников — литвин и карелов. И с псковскими, и с новгородскими людьми были непростые отношения: обоюдные нападения, грабежи, внезапные союзы — все это обычаи Средних веков, плохо понятные нашим современникам, привыкшим к стабильности национальных границ. Могли шведы высадиться на берегу Невы, чтобы строить укрепления, а могли и просто для охоты — на нынешний момент нет никаких достоверных источников, чтобы убедиться в какой-нибудь из многочисленных версий.
Фото с www.film.ru
Другое дело — миф, он возник гораздо позднее, был востребован на государственном уровне во времена Петра, когда нужно было реально воевать со шведами, бороться за национальное влияние на Балтике. Тогда, видимо, и сформировалась основная риторика, прославляющая борца за православную веру, Святую Русь и национальную гордость великороссов князя Александра Невского — так устанавливалась историческая преемственность географических притязаний царя Петра, строителя города-порта на Неве.
Тут и понадобилась Невская битва, которую тогда считали куда более важной, чем знаменитое впоследствии Ледовое побоище. Знаменитым его как раз сделал фильм Сергея Эйзенштейна, снятый в преддверии новой большой войны с северо-западным соседом-тевтоном. В этом фильме на историческую правду плевали с большой колокольни, что вызвало возмущение у тогдашних историков, фильм, надо признаться, обсмеяли, и в прокат он не вышел, то есть не вышел в 1939 году. А вот во время Великой Отечественной духоподъемные лозунги и патетические сцены оказались как раз куда как востребованы. Так мы, дети страны Советов, и выросли с нашим знанием про псов-рыцарей и героический русский народ, который уже в темные Средние века все правильно понимал про дубину народной войны.
Фото с www.film.ru
«Александр. Невская битва» идет с 1 мая в кинотеатрах:
Kinostar City
Mori Cinema
Каро-фильм (в Варшавском экспрессе)
Каро-фильм (в Континенте)
Каро-фильм (в Невском-2)
Каро-фильм (на Байконурской)
Каро-фильм (на Коломяжском)
Киномакс
Колизей
Кристалл-Палас
Кронверк Синема Академический
Кронверк Синема Балканский
Кронверк Синема Заневский Каскад
Кронверк Синема Меркурий
Кронверк Синема НЕО
Кронверк Синема Норд
Кронверк Синема Родео Драйв
Мираж-синема
Мираж-синема (Озерки)
Мираж-синема (в Ульянке)
Новый рубеж
Пик
Пулково-фильм
Синема Парк
Художественный
ТРЕЙЛЕР К ФИЛЬМУ