О том, что Администрация Петербурга собиралась потратить из городского бюджета почти полмиллиона рублей на шампуры для шашлыков, ранее уже сообщала ГАЗЕТА. СПб
Как пишет Горзаказ.орг, в редакции оказалась любопытная бумага — копия некоей «Спецификации на товар, приобретение и монтаж мебели и инвентаря». В ней есть перечень мебели для государственной резиденции «К-2». Из содержимого спецификации следует, что администрация не возражает против покупки 230 стульев почти по 26 тысяч рублей за штуку и 200 банкетных стульев по 30 тысяч рублей за штуку. Не смущает чиновников и цена двух журнальных столиков по 18,5 тысяч рублей каждый, а также гардеробной стойки с вешалками на 200 мест за 440 тысяч рублей. Здесь же фигурирует и другая не менее дешевая мебель.
И хотя подлинность документа подтвердить не удалось, на на балансе города были обнаружены предметы, которые вполне могли быть закуплены по этой спецификации. Поэтому остановимся на предположении, что оказавшаяся у нас бумага скопирована с подлинного документа, а мебель была-таки приобретена, пишет портал.
Если судить по копии Ведомости по основным средствам от 1 ноября 2007 года, которая также имеется в редакции, столь дорогая мебель уже закуплена и состоит на балансе Администрации Губернатора. Единственное, что мы узнали из ответов чиновников на наши запросы, это то, что указанные в ведомости предметы действительно существуют и были приобретены. Именно исходя из этого мы сделали предположение, что обладаем копией действительно существующего документа.
Под инвентарными номерами 060160001721 и 060160001720 числятся два журнальных стола по 22 тысячи рублей каждый — введены в эксплуатацию 17 сентября 2007 года. Спустя всего семь дней после этого чиновники наверняка отпраздновали «День VIP-стула» — были введены в эксплуатацию двести тридцать стульев на сумму 7 миллионов 14 тысяч и двести банкетных стульев на сумму 7 миллионов 129 тысяч рублей с инвентарными номерами 060160001736 и 060160001739, соответственно. Как здесь не восхититься! Мы нисколько не сомневаемся, что государству и его слугам необходимы только качественные стулья и столы. Но просмотрев прайс-листы около десятка мебельных фирм, нам не удалось найти таких цен, которые были одобрены нашими чиновниками. Оказалось, банкетные металлические стулья стоят от 570 до 2400, а деревянные стулья – от 2000 до 4000. Самый дорогой стул из тех, что удалось обнаружить стоит менее девяти тысяч. Журнальные столы, доступные всем желающим, стоят от 5,5 до 8 тысяч рублей. Указанный срок использования перечисленной мебели составляет 7 лет.
Это далеко не единственные предметы интерьера, стоимость которых заставляет широко-широко раскрывать глаза и часто-часто моргать. Во второй половине 2007 года были поставлены на баланс различные «элитные» портьеры, стоимость двадцати двух из которых составила почти 9,5 миллионов рублей. То есть каждая из них в среднем обошлась городскому бюджету в 431 тысячу рублей. Хотя среди них есть и те, за которые чиновники, не моргнув глазом, отдали 938 тысяч, как в случае с портьерами Bennett Silk (инв. № 060040000026), или 2 миллиона 986 тысяч за Domotex 571-2 (инв. № 060041600090).
Для внутреннего убранства резиденции были закуплены не самые дешевые скульптуры: восемь мраморных бюстов, восемь мраморных консолей под бюсты и шесть мраморных скульптур галереи. Общая балансовая стоимость – 14 миллионов 73 тысячи рублей. Дата ввода в эксплуатацию – 29 сентября 2007. Также понадобилась чиновникам и мраморная ваза ценой в 198 240 рублей. Ее официально эксплуатируют с 3 октября 2007. В графе «срок использования» для всех этих предметов лишь в два раза превышает таковой для тряпочных портьер – всего 10 лет.
Почему срок службы портьер составляет 5 лет, обосновать и понять можно. Видимо, после этого портьера ценою в три миллиона отправится в арсенал орудий труда уборщицы. Но какая катастрофа происходит с мрамором после 10 лет нахождения в отапливаемом помещении резиденции, остается лишь гадать. Видимо, мраморные бюсты и скульптуры очень быстро изнашиваются под бдительным присмотром чиновников. Не то, что в Летнем саду, например!
По словам человека, пожелавшего остаться неизвестным, данные предметы были закуплены несколько в обход конкурсных процедур системы государственного заказа Санкт-Петербурга. Опять-таки, это не факт, а лишь предположение. Основано оно на отсутствии каких либо сведений о конкурсах по закупке перечисленных выше предметов на сайте Государственного заказа С-Петербурга, где вся подобная информация обязательно публикуется. Вторым доводом в пользу возможной правоты нашего источника служат те, мягко говоря, «отписки», которые были получены. Никто из КЭРППиТ, занимающегося организацией конкурсов и аукционов, и Администрации Губернатора, являющейся заказчиком, так и не соизволил дать четкий и внятный ответ о дате проведения закупки, что вызывает некие подозрения.
Итак, по нашему предположению, схема подобных крайне непрозрачных закупок, якобы, придуманная для выведения денежных потоков из-под эффективного контроля, выглядит следующим образом. Чиновники, ответственные за составление технической документации к торгам, умышленно занижают реальные объемы работ и товаров, допускают ошибки. При этом цены могут быть вполне разумны и не вызвать каких-либо нареканий и вопросов. Но затем заказчик в лице тех же самых чиновников вдруг прозревает и исправляет допущенные ошибки. Делается это через дополнительные договора на проведение работ и поставок – так называемые «допы». Они проверяются и согласовываются комиссией заказчика торгов, состоящей из этих же самых чиновников, причастных к оформлению документов. Таким образом, по нашей версии, можно легко обойти конкурсную или аукционную процедуру и заключить договора с изначально победившей на торгах фирмой.
Не поскупились
Перечень и стоимость внесенного в эти «допы» фактически никем со стороны не контролируется. По некоторым слухам, суммарная стоимость заказа через такие схемы может оказаться сопоставимой со стоимостью первоначального контракта. Если при этом предположить, что существуют фирмы, «близкие» чиновникам, то – в расчете на предстоящие дополнительные контракты – на конкурсных процедурах они, естественно, будут вне конкуренции, предлагая действительно самые выгодные цены. Схема правдоподобная, хотя и была нам обрисована без письменных покаяний чиновников в осуществлении подобных махинаций.
Понятное дело, что данную версию проверить напрямую крайне сложно, поэтому мы можем лишь делать некоторые выводы и предположения на основе найденных фактов и логики. К примеру, мы спрашивали руководителя администрации Губернатора Петербурга, когда и кем были осуществлены закупки перечисленного имущества, через какую процедуру они осуществлялись, а также, какими критериями руководствовались при выборе поставщика.
В пришедшем через 2 месяца и подписанном задним числом ответе говорится, что перечисленные нами закупки «были произведены до 01.10.2007 Администрацией Губернатора Санкт-Петербурга в результате конкурсной процедуры», а ее заказчиком и техническим организатором являлась Администрация Губернатора. При этом критериями оценки являлись наилучшие качественные характеристики.
Какая именно «конкурсная процедура» и когда именно она была проведена «до 01.10.2007» остается загадкой. На повторный запрос с просьбой сообщить конкретную дату проведенного конкурса официальный ответ администрации был еще более абстрактным: «закупки товаров произведены в 2007 году». Перелопатив официальный сайт государственного заказа в Санкт-Петербурге мы так ничего и не нашли, а фактический уход чиновников от точных ответов на поставленные вопросы лишь подтверждает худшие подозрения. Можно предположить, что версия о закупке крайне дорогостоящих предметов интерьера для резиденции «К-2» через схему так называемых «допов» является наиболее состоятельной. Тем более, что косвенно мы получили подтверждение того, что все эти закупки по астрономическим ценам действительно имели место.
Резиденция «К — 2» стала «золотой»
В бюджете Санкт-Петербурга 2007 года на благоустройство и ремонт государственной резиденции «К-2» было заложено около 200 миллионов рублей, а на те же цели по резиденции «К-5» было запланировано 90 миллионов рублей. Однако, наш источник сообщил, что к концу 2007 года заключение разнообразных «допов» увеличило стоимость благоустройства «К-2» примерно до 320 миллионов. По «К-5», где работы начались только в этом году, уже летом, якобы, поступила заявка на дополнительное финансирование в размере около 50 миллионов рублей.
Оказавшаяся у нас копия спецификации, возможно, является приложением к одному из «допсоглашений», заключенных в рамках подряда на реконструкцию государственной резиденции «К-2». Если предположить, что часть мебели закупалась бы у фирм, с ценами которых мы ознакомились, то на одних только сиденьях можно было бы сэкономить не менее 13 миллионов бюджетных рублей, то есть около полумиллиона долларов. Это лишь один и, видимо, далеко не самый яркий пример возможных махинаций со средствами, проходящими через городской заказ, минуя процедуру торгов. При условии, конечно, что наши предположения и выводы верны.
Заказчик — Администрация Губернатора
В такой ситуации логично предположить, что в подобной цепочке ключевую роль играет тот чиновник, который утверждает составленную документацию со стороны заказчика. В свете этого очень показателен факт: во многих «странных» – дорогих и малообъяснимых – конкурсах заказчиком вместо профильных ведомств является непосредственно Администрация Губернатора. Или она осуществляет закупки непосредственно для своих собственных нужд.
На полученном документе, как и на документации о других скандальных закупках, попавших в поле зрения СМИ, стоит подпись заместителя руководителя Администрации губернатора Санкт-Петербурга Михаила Ивановича Горелова. Во всяком случае, так написано на этой бумаге. В курсе ли этот уважаемый чиновник того, что одобряет, или кто-то намеренно подставляет высокого чиновника – мы точно сказать не можем, отмечает Гозаказ.орг.