Когда Елена Владимировна обнаружила, что мобильный телефон ее ребенка отключили за неуплату, она устроила сыну «допрос с пристрастием».
Мальчишка недоуменно разводил руками – он всего-то заказал пару мелодий по телевизионной рекламе. Желающим предлагали прислать SMS и получить любимую песню, пишет газета «Мой район».
О том, что каждая из SMS стоит 169 рублей, ребенок узнал от мамы (а она, соответственно, из расшифровки счета). Сообщение о стоимости услуги шло малюсенькими цифрами внизу экрана. Кстати, оплаченные мелодии до покупателя так и не дошли.
Легче чем конфетку у ребенка отобрать
Дети и подростки очень удобный источник наживы sms-бизнесменов. На них легче влиять, их проще заинтересовать, их легче ввести в заблуждение относительно реальной стоимости услуги и способов ее получения.
Во многих программах и изданиях для подростков тоже постоянно внушают: «Позвони или отправь sms!» Именно «позвони», «отправь» – не «отправьТЕ». Обращение всегда на «ты».
Организаторы таких программ понимают, что взрослый разумный человек не станет сорить своими УЕ направо и налево. Другое дело несовершеннолетние. Воспользоваться телефоном родителей, особенно когда те спят, труда не составит.
И нет сейчас более часто употребляемого словосочетания, чем это – «отправь sms». Использовать зрителей в качестве дойных коров, конечно же, очень выгодно. Поэтому выпрашивание sms на ТВ, радио и в печатных изданиях распространяется сейчас со скоростью эпидемии.
Для выуживания sms в эфире появляются целые программы. И можно было бы не обращать на это внимания, если бы sms-бизнес не становился всё навязчивее, а главное – если бы он был честным.
Цены на sms-сообщения, которые так настойчиво просят отправлять, завышены (в сравнении с их стоимостью по тарифным планам операторов) в десятки раз.
Но об этом либо не сообщается, либо «сообщается» в невидимых надписях, мелькнувших на несколько секунд внизу экрана. Да и цены эти всегда указываются в зашифрованном виде: какие-то УЕ, НДС не учтен, пишет газета.ру
Как бороться?
По словам Анатолия Голова, сопредседателя Союза потребителей России, к тем, кто указывает цену микроскопическими цифрами, никаких претензий предъявить невозможно.
«Это неправильно, надо добиваться внесения изменений в закон о защите прав потребителей, обязывающий продавцов подобных услуг давать всю информацию одним шрифтом», – говорит он.
Однако люди крайне редко приходят с подобными жалобами. Поэтому ждать от чиновников реакции не приходится: стоимость SMS-сообщений не настолько велика, чтобы ради этого стоило обращаться в суды.
Решить проблему можно, если ввести тарифы, блокирующие доступ к платным развлечениям. Но операторы сотовой связи этого не делают.
К примеру, на тарифных планах «Мегафона» есть портал «МегафонПро»: афиша, мелодии, игры и так далее. Такие же сервисы есть у МТС, и «Билайна».
Информацию о том, что эти услуги являются платными, ребенок может узнать на сайте компании, операторов или своих родителей.
«Единственное, что может сделать в этой ситуации каждый родитель, – учить своего сына или дочь не позволять собою манипулировать», – говорит психолог Екатерина Миронова.
По ее мнению, нужно объяснять, какие могут быть последствия: ведь ни вам, ни ему не хочется остаться «без связи» в самый неподходящий момент.
«Не слишком сердитесь, если ребенок «клюнул» на рекламу. Люди, которые расставляют ловушки для детей и подростков, куда опытнее, чем ваше чадо», – говорит Екатерина Миронова.