Как пишет газета «Труд», социологи ВЦИОМа изучают покупательную способность населения с 1990-х годов, и если сравнивать доходы граждан с концом предыдущего десятилетия, то действительно получается, что «жить стало лучше». Вот только вряд ли веселее. Оказывается, в 1998 году в России всего 1% людей, которые могли себе позволить покупку автомобиля, квартиры, земельного участка и вообще многого, так этот процент в гордом одиночестве и остался. Зато во всех остальных группах населения произошли существенные количественные изменения.
Хорошая новость: за последние 10 лет вдвое больше стало тех, кто в состоянии прокормить и одеть себя и свою семью. Плохая новость: успехи большинства на этом и заканчиваются. Лишь 16% россиян сегодня можно причислить к среднему классу, хотя классический атрибут «среднеклассника» — автомобиль — им все еще не по карману.
— Все дело в одной из ключевых особенностей нашего финансового поведения, — пояснил генеральный директор ВЦИОМа Валерий Федоров. — Если люди говорят о том, что им затруднительно приобрести квартиру или автомашину, они имеют прежде всего возможность купить и то и другое, причем за наличные. Несмотря на развитие в последние несколько лет механизмов кредитования, у россиян до сих пор не появилась привычка жить в кредит, свойственная, например, американцам.
И все же слишком обольщаться и пенять во всем на «русскую духовность» не стоит. Тот факт, что четверть населения страны не может позволить себе купить новую одежду (то есть находится за чертой бедности), — это посильнее, чем все победные реляции Росстата. Напомним, что согласно последнему отчету этого ведомства по сравнению с апрелем прошлого года наши зарплаты выросли почти на треть и более чем вдвое опередили рост цен.
— Очевидно, что снижение уровня бедности идет совсем не теми темпами, которые нужны стране, чтобы считаться сильной и уважающей себя, — говорит Федоров. — Одна из главных недостатков — это инфляция, вышедшая за последние восемь месяцев на первое место в рейтинге общественных проблем. Причем если раньше зажиточные граждане имели надежный инструмент для борьбы с ней — долларовые запасы, то сегодня и эти люди оказались в зоне риска, потому что доллар дешевеет и купить на него можно все меньше. Инфляция превратилась в угрозу фронтального характера, которая бьет и по бедным, и по богатым.
Как сообщала ранее ГАЗЕТА.СПб, средняя зарплата петербуржцев за январь-февраль 2008 года составила почти 19 тысяч рублей – по нынешнему курсу это около 800 долларов США. Но это «официальные» данные. Однако, средний доход петербуржца существенно меньше.
Действительно, по данным статотчетов, за первый квартал 2008 года средняя зарплата петербуржцев выросла более чем на 10%. Однако, как это часто бывает, за красивыми цифрами скрывается неприглядная реальность.
Сопоставив темпы роста средней зарплаты и среднедушевого дохода петербуржцев, в расчете которого учитываются более широкие слои населения (в том числе пенсионеры, неработающие и т. д.), оказывается, что номинальные зарплаты за январь-февраль 2008 года у нас выросли на 25%, а реальные денежные среднедушевые доходы только на 5,7% (в натуральном исчислении – 16,3 тыс. руб.). Именно эта величина и есть более реальный показатель благосостояния жителей Северной Пальмиры. А не абстрактная «средняя начисленная заработная плата».