Шедевр первой половины XIV века, напомним, в 2009 году был передан на временное хранение в один из коттеджных поселков Московской области. Ни тогда, ни сейчас договориться с Минкультом на этот счет не получается, отметил Гусев.
«Часто звучат упреки, что музей относится к этому как к своему имуществу. Хорошо бы, если б они относились как хорошие хозяева, не «разбазаривали». Или хотят, чтобы музейный сотрудник был, как кладовщик. Нам все равно, мол, пришла разнарядка — выдали тушенку, пришла другая разнарядка — выдали ящик с патронами. Нам все равно, что выдавать. Нет. Это национальное достояние. И государство нанимает людей для того, чтобы мы хранили», — цитирует директора ГРМ «Эхо Петербурга».
«Икону необходимо вернуть в Петербург для профилактической реставрации,» — уверен Владимир Гусев.
Икона, переданная в конце 2009 года на временную выставку в подмосковный коттеджный поселок Княжье озеро, в марте должна была вернуться в Русский музей. Однако Министерство культуры настояло на очередной отсрочке. Новый срок возвращения – декабрь этого года, сообщает «Эхо Петербурга».
По словам старшего научного сотрудника Эрмитажа, хранителя эрмитажной коллекции византийских икон Юрия Пятницкого, история с Торопецкой иконой показательна и не внушает оптимизма музейному сообществу. Пятницкий также отметил, что это — «единственный в СССР памятник такого рода».
Напомним, что еще в 2009 году в СМИ появилось сообщение, что РПЦ просила Министерство культуры передать уникальную икону ХII-ХIV века в недавно построенный подмосковный храм в коттеджном поселке, и в начале декабря 2009 года Русский музей передал икону Торопецкой Божией Матери храму подмосковного коттеджного поселка в условиях секретности.
Позже директор Русского музея Владимир Гусев сообщил, что икона передана в подмосковный храм на условиях полугодового экспонирования, а министр культуры заявил, что икона вернется в музей.
СПРАВКА: «Богоматерь Одигитрия», которую называют иногда «Эфесской», «Полоцкой», «Корсунской» или «Торопецкой» — одна из самых старых икон в собрании ГРМ. Ее появление относят к XII-XIV векам, иконы такого времени в музеях мира наперечет. Специалисты ГРМ считают, что древний образ XII века был некогда утрачен и в XIV заменен новым, написанным псковским мастером, что не делает икону менее уникальной.