Зал Капеллы, разумеется, был переполнен гомогенной публикой самого сведущего в этно-вопросах вида. Представители тувинской диаспоры явились целыми семьями — со всеми домочадцами, пишет «Коммерсант». Концерт длился почти три часа, а диски ансамбля в антракте расхватывали так споро, что пришлось просить у музыкантов еще. Несколько добавочных альбомов господа хуун-хуур-тинцы на продажу выдали, но крайне неохотно: из Петербурга они направились в Германию, а там цена их дисков, понятно, другая.
Ажиотаж вокруг «Хуун-хуур-ту» объясняется просто: тувинское традиционное горловое пение в мастерском исполнении — вещь в прямом смысле сногсшибательная. И когда «Хуун-хуур-ту» первым номером «взревели» всем квартетом на четыре октавы, от глубочайшего баса профундо до высокого тенора, смешав воедино сразу три стиля горлового пения (если по-русски и упрощенно — в низком, среднем и высоком вокальных регистрах), то несколько случайно забредших на концерт «филармонических старушек» пулей вылетели из зала. Все остальные обратились в нечто вроде счастливого транса.
Руководитель коллектива Саян Бапа старательно разряжал атмосферу рассказами о тувинских степях и содержании песен: например, о любви и верном коне, или о коне и любви, о тайге и конях, о табунах коней и т. п., так что под конец концерта каждое новое объявление господина Бапа публика воспринимала с радостным хохотом. Атмосфера, между тем, не разряжалась — тонны тувинской экзотики в очевидно мастерском исполнении держали аудиторию в эдаком хорошем напряжении. Все ансамблисты пели (Кайгал-оол Ховалыг, один из основателей группы, и «новобранец» Радик Тулуш — шедеврально) и виртуозно играли на национальных струнных и ударных инструментах непередаваемого вида и с непроизносимыми названиями, которые, кстати, они мастерят себе сами. Правда, виртуозность эта (стремительные пробеги пальцами по струнам, хитрые движения смычков, серьезные, как у музыкантов-академистов лица) была больше видна, чем слышна. В Капелле не обошлось без подзвучки, и отстроили ее по-рокерски: голоса на первом плане, ударные с глубокими басами, средние частоты (которых больше всего у тувинских струнных) приглушены до полной невнятицы. В результате баллады о любви и лошадях, ритмичные, энергичные, способные звучать с мощью чистопородного «высокого искусства», смахивали то на саундтрек к какому-нибудь китайскому кино-эпосу, то и вовсе на музыкальную подкладку к компьютерной игре из жизни Чингисхана.
Во втором отделении дела пошли не очень. Организаторы концерта специально предупредили народ, что тувинская звезда Саинхо Намчылак диск с «Хуун-хуур-ту» записала, но концертную программу еще не отрепетировала и петь будет отдельно от квартета. Диска петербургской публике не предъявили (мол, весь тираж в Германии), а госпожа Намчылак оказалась не в форме. Ее авангардистские пробежки по вокальным регистрам, перебиваемые приступами кашля, звучали довольно сиротливо. Пару песен (одна из традиционного репертуара Саинхо Намчылак, другая — любимая композиция хуун-хуур-тинцев, которую они исполняют «под занавес») тувинские звезды все-таки спели вместе, но и в них участие госпожи Намчылак скорее снижало, чем повышало эстетический градус.
Ну и без акустической гитары не обошлось. Саян Бапа, конечно, не бардовские переливы на ней исполнял, однако, песни тувинских экспатов под гитару — в этом было нечто слишком уж популистское. Впрочем, представители тувинской диаспоры хуун-хуур-тинцам подпевали (правда, не хором), все остальные мерно качали головами в ритм и проявляли все признаки полного художественного удовлетворения. Вот только под конец третьего часа бисов требовать не стали.
СПРАВКА: Музыка Хуун-Хуур-Ту — уникальная, магическая, вобравшая в себя все наследие тувинского фольклора, традиции горлового пения, и развивающая это наследие, пишет www.aktivist.ru. Группа прочно входит в элиту world music планеты. С 1993 года группа выступила практически на всех крупнейших фестивалях world music, джаза и даже рок-музыки, дала около тысячи концертов на всех континентах, совершила 16 концертных туров по США и Канаде, множество раз выступала во всех странах Европы, Японии, Австралии, Мексике, Гонконге, Сингапуре, Малайзии. В мире пользуются популярностью 9 альбомов группы, а также более десятка совместных работ Хуун-Хуур-Ту с другими музыкантами.