Социологи из Левада-центра заинтересовались: а какие планы у самого экономически активного населения? Готово ли оно стать опорой власти, доверяет ли государству, на что надеется, чем дышит?
Как сообщает газета «Комсомольская правда», жители страны на вопрос о том, наступила ли в России долгожданная стабильность, не смогли ответить однозначно.
Мнения респондентов разделились: 49% не считают, что все у нас в стране ровно и спокойно. 46% довольны и с уверенностью смотрят в будущее. Кстати, о будущем: большинство обеспеченных россиян (59%) считают, что «нынешняя ситуация может измениться». Они боятся потрясений, нестабильности, экономических катастроф. Интересный ответ дали 13% респондентов Левада-центра. Они считают, что «страна затаилась и ждет».
Аргументы пессимистов более эмоциональны: «У меня ощущение какого-то апокалипсиса, глобальной катастрофы», «Люди сейчас больше боятся. Раньше шли на риск, зная, что можно многое потерять, но и выиграть многое. Сейчас же такого нет».
Аргументы оптимистов: «Дела идут лучше — раньше были «крыши» бандитские, а сейчас нет», «Закон стал лояльнее к малому предпринимательству», «Бизнес стал больше развиваться».
— Люди, которых опрашивали социологи, — это предприниматели. Часто владельцы небольших предприятий или менеджеры крупных, — объяснил «Комсомолке» Евгений ГОНТМАХЕР, руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН. — Это еще и специалисты, имеющие частную практику: врачи, адвокаты, журналисты. Они чаще других сталкиваются с коррупцией, потому что вынуждены решать проблемы с властными структурами. При этом они выезжают за границу и имеют возможность сравнить уровень и качество жизни там и здесь. Словом, им есть что терять, отсюда такие упаднические настроения.
Почему вполне обеспеченные люди покидают страну?
Почему же вполне обеспеченные и благополучные жители уезжают? Оказывается, в силу того, что большие претензии предъявляются к государству. На вопрос: «Чувствуете ли вы себя защищенными от произвола со стороны властей, милиции или других властных структур?» — аж 76% ответили: «Нет». Симптом тревожный. Кто будет развивать бизнес в стране, где нет никакой управы на целую армию чиновников и особую их категорию — силовиков. Кстати, такого понятия, как «силовики», нет нигде в мире — это чисто российская придумка.
65% опрошенных считают, что госчиновники не подчиняются законам. И еще 60% не верят, что могут защитить свои права, если это вдруг потребуется. Еще интересный штрих: ровно половина из опрошенных на вопрос: «Что бы вы посоветовали родственнику-предпринимателю, которого несправедливо обвиняют в неуплате налогов?» — порекомендовали ни в коем случае не доводить дело до суда. Подавляющее большинство предпочитают решать вопрос полюбовно — через взятки, знакомых или еще как, — лишь бы не выкладывать свои аргументы на весы Фемиды. На самом деле это и есть тот правовой нигилизм, бороться с которым нам пообещал президент Медведев.
Политическая ситуация не привлекает
Активной гражданской позиции от среднего класса, к сожалению, тоже не добьешься. 57% опрошенных не хотели бы участвовать в политике даже на городском уровне. 83% считают, что никаким образом не могут оказывать влияние на политические процессы в стране.
Билет в один конец
Добавим, что согласно результатам опроса Левада-центра — люди морально готовы уехать из России. Ровно половина опрошенных постоянно думают об отъезде в более теплые и сытные страны. А отправить своих детей работать или учиться за бугор мечтают 63% представителей среднего класса.
— Зарождающийся класс «середняков» нужно ценить и беречь, — призывает Евгений Гонтмахер. — Вот они все покупают недвижимость за границей, а ведь это полшага до эмиграции. Я думаю, поможет общее оздоровление экономики. Чтобы работал не только нефтегазовый сектор, но и все остальные. Права собственности должны быть надежно защищены, а личная безопасность — гарантирована. Плюс борьба с коррупцией и снижение инфляции. А то цены растут, а люди в итоге решили, что сбережения делать бессмысленно. Вот если удастся обеспечить качественное равномерное развитие, то тогда и средний класс у нас останется. Знаете, патриотизм патриотизмом, но люди ждут чего-то большего.
Отметим, что темпы приобретения россиянами недвижимости в соседней Финляндии растут как на дрожжах. Был проведен статистический подсчёт: насколько вырос процент вложения капитала иностранных граждан в приобретении недвижимости в Финляндии за последние годы.
Если в 2003 году в рынок недвижимости россиянами было вложено почти три миллиона евро, то в 2007 году сумма выросла до 75 миллионов евро. В Финляндии доля сделок с иностранными гражданами на фоне всего рынка недвижимости составляет около 1%. Количество сделок с недвижимостью в прошлом году составило 850, тогда как в предыдущие годы число сделок равнялось 200 – 300 в год. Понятно, что наибольшим спросом пользуются дома и участки в Финляндии вблизи границы с Россией — их с энтузиазмом скупают состоятельные жители Петербурга и Ленобласти, сообщает Суоми.ру
По мнению экспертов, опрошенные считают, что экономические успехи России укрепляют ее авторитет во всем мире. Россия становится сильной страной. Но, как известно, сильных боятся. Поэтому укрепление нашей страны может сильно повредить отношениям с Западом.
Люди, отвечавшие социологам, боятся властей и особенно правоохранительных органов. Многие из них считают, что власть имущие ставят себя выше закона.
Кто едет?
В эмиграцию постепенно вовлекаются все жители России. Если в 1992 году резко преобладали Москва и Санкт-Петербург, давшие около 40% эмигрантов, то в 1997 году их доля упала до 18%, в 1998 — до 12,2%, в 1999 — до 10,6%. Снижается доля москвичей и петербуржцев и в потоке, направленном в США: в 1995 г. они составляли половину, в 1996 году — 44%, в 1997 — 39%, в 1998 — 29%, в 2000 — только 9,4%.
Соотношение мужчин и женщин среди эмигрантов более уравновешено, чем во всем населении России (в 1999 году доля женщин среди эмигрантов — 51,6%, в населении — 53,1%). Возрастная структура эмигрантов, по сравнению с населением России, сдвинута в сторону более молодых возрастов — в основном за счет большей доли трудоспособной возрастной группы (64,3% среди эмигрантов и 58,5% в населении, 1999) и в полтора раза меньшей пенсионной группы (13,3% и 20,8%), тогда как доля детской группы (0-15 лет) отличается мало (22,4% и 20,7%).
Эмиграция из России носит явные черты утечки умов. Каждый пятый эмигрант имел высшее образование, в том числе среди выбывших в Израиль — 30%, в США — более 40% (в населении страны — 13,3%). Становятся эмигрантами многие студенты и стажеры, обучающиеся на Западе.
Эмигранты по национальностям
По данным Госкомстата, которые несколько ниже данных МВД, за все время с момента всплеска эмиграции, начавшегося в 1987 году, более половины уехавших отправились в Германию, свыше четверти — в Израиль, немногим более 10% в США, три с лишним процента — в Грецию, Канаду и Финляндию и еще три процента — во все остальные страны, сообщает «Русский Архипелаг».
Направление эмиграции от года к году меняется мало: большая часть эмигрантов выезжает в Германию, за ней следуют Израиль и США. Эмиграция в Германию достигла пика в 1995 году, когда она составила 79,6 тысячи человек, после этого она уменьшилась, установившись в последние три года вокруг 50 тысяч человек. Эмиграция в Израиль значительно уступает немецкой, она постепенно угасала — с 22 тысяч человек в 1992 до 14,3 тысячи человек в 1997 году, но финансовый кризис в августе 1998 вновь оживил ее, в результате уже к концу этого года выезд возрос, а в 1999 году он более чем удвоился, но затем вновь упал до обычных для последних лет размеров. Выезд в США колеблется в пределах 10-15 тысяч человек в год. На упомянутые три страны в 2000 году пришлось 91,6% российской эмиграции. Доля других стран постепенно повышается, среди них все значимее становятся потоки в Канаду и Финляндию.