В Государственном Русском музее в Петербурге 12 октября откроется выставка «Зинаида Серебрякова. Обнаженные», где впервые в России будут представлены уникальные панно из частной коллекции, рассказал Емельян Захаров, владелец галереи «Триумф», участвовавшей в организации выставки. сообщает РИА «Новости».
«Эти панно с изображениями аллегорических фигур — уникальный цикл поздних живописных работ Зинаиды Серебряковой, сделанных для виллы Мануар дю Реле барона де Броуэра в Бельгии в 1936-37-х годах. К нам они попали случайно. На нашу галерею вышли посредники наследников, и мы около двух лет вели переговоры о приобретении полотен», — объяснил галерист.
Зинаида Серебрякова, урожденная Лансере, — художница, племянница основоположника «Мира искусства» Александра Бенуа. После революции она покинула свое имение Нескучное в Курской губернии.
Оставив двоих из четырех детей в России, она эмигрировала в Париж в поисках работы. В Париже Серебрякова жила с 1924 года до самой смерти в 1967 году, и почти все время бедствовала, перебиваясь редкими заказами. Одной из самых крупных комиссий стала как раз роспись зала на вилле «Мануар дю Реле» в Помрейле.
Для выполнения этого заказа Серебряковой, по ее собственному признанию, пришлось специально изучать скульптуры в залах Лувра и специфику создания подобного рода ансамблей. В качестве модели художница использовала свою дочь Катю.
После второй мировой войны, когда барон умер, дом был продан, а картины демонтированы. «Намотанные на валики, они десятилетиями хранились в сыром подвале, где пострадали от сырости и крыс. Обнаружили их совершенно случайно», — рассказал Захаров.
Он добавил, что переговоры с наследниками оказались очень сложными: «В итоге исторических коллизий полотна оказались в руках у восьмидесятилетней старушки, родственницы и наследницы барона де Броуэра, которая не доверяла никому, кроме своего собственного адвоката. А тому минуло уже 82 года. И он так и не освоил не то что Интернета, но даже факса. Адвокат упорно вел всю документацию, используя печатную машинку, а документы посылал только обычной почтой».
В итоге, однако, сделку удалось завершить. «Я не готов назвать вам сумму, за которую мы приобрели панно: могу лишь сказать, что наследники самой Серебряковой предложили мне эскизы к этим полотнам. За два эскиза, значительно меньшего размера, чем оригиналы, сделанные маслом на бумаге, хотели 1,6 миллиона евро», — признался галерист.
На вопрос, почему наследники не выставили работы на аукционах, где в последнее время на ню Серебряковой большой спрос (в 2006 году ее «Спящая обнаженная» была продана на «Кристис» за 1,4 миллиона, чем в три раза превысила первоначальную оценку), Захаров ответил, что шансов продать столь значимые и дорогие лоты одновременно довольно сложно.
Помимо восьми панно с виллы Мануар дю Реле на петербургской выставке будет представлено несколько десятков шедевров из коллекций Русского музея, Третьяковской галереи, музея-заповедника «Петергоф» и Музея современного изобразительного искусства в Ульяновске. Среди прочих, в Петербург приедут такие знаменитые работы, как «Баня» 1912-13 годов, «Купальщица» 1911 года, эскизы панно для Казанского вокзала (1915-16).
Говоря о выставке, Захаров добавил, что она оказалась возможной лишь благодаря реставраторам из Русского музея, которые восстановили полотна Серебряковой.
«Нам повезло: музей, зная, что картины будут участвовать в выставке, согласился взять их на реставрацию, причем по госрасценкам. Когда я увидел результат и вспомнил, что было до того, я в прямом смысле рухнул перед реставраторами на колени», — сказал галерист.
Он отметил также, что специально к выставке Русский музей подготовил издание, посвященное обнаженной натуре в творчестве Зинаиды Серебряковой.