Дмитрий Медведев поддержал либерализацию самой опасной для бизнеса статьи УК — «мошенничество». Он даже не отверг предложение объявить амнистию 13,5 тыс. предпринимателей, которые сейчас сидят, в том числе и по 159-й статье «Мошенничество» Уголовного кодекса РФ, сообщает ПОЛИТ.ру.
На третьей встрече с рабочей группой «Открытого правительства» было сказано, что за мошенничество ежегодно осуждают до 30 000 предпринимателей. Такую статистику привел экс-депутат Госдумы, вице-президент «Деловой России» Андрей Назаров и предложил разделить статью «мошенничество» на несколько специализированных статей, не назначать наказание, связанное с реальным лишением свободы, тем, кто совершил преступление впервые и возместил ущерб, и ввести запрет на возбуждение уголовного дела без заявления потерпевшего.
Президент ММВБ-РТС Рубен Аганбегян сообщил, что каждый шестой предприниматель в стране подвергался уголовному преследованию и лишь каждый четвертый гражданин России хочет начать свой бизнес. В отличие от развитых стран, где такие планы есть у каждого двадцатого. Государство, по словам Аганбегяна, «выгнало» из страны за последние десять лет более 1,25 млн человек и что 37 компаний покинули Россию и разместили свои акции за рубежом.
О том, что уголовно-правовое управление экономикой подавляет деловую активность и тормозит развитие страны, заявил недавно Центр правовых и экономических исследований. По данным центра, две трети компаний попавших «под статью» бизнесменов закрылось, без работы осталось до 2 млн человек.
Как пишет «Коммерсантъ», Медведев в ответ усомнился в том, что каждый шестой предприниматель в стране привлекался к уголовной ответственности: по данным МВД по экономическим составам сидит 120 тыс. человек и тут же заявил: «Но если это правда, то это катастрофа, потому что в этом случае предпринимательский климат у нас завязан на деятельность уголовной системы. Речь идет о цифрах, которые подрывают предпринимательский климат в стране». Количество уехавших бизнесменов президент воспринял спокойнее. «Они вернутся, если создадим нормальные условия для работы»,— сказал он.
Если разделение статьи УК на несколько новых не приведет к росту числа осужденных, то это «можно сделать», а возбуждение дела в отсутствие реального ущерба и заявления действительно странно, поддержал предложения президент. Эта статья наиболее часто используется для выдавливания конкурента из бизнеса и ее либерализация может стать серьезным заслоном для злоупотреблений, подтверждает участник заседания «открытого правительства», председатель некоммерческого партнерства «Бизнес-солидарность» Яна Яковлева.
Андрей Назаров внес пакет предложений по либерализации уголовного законодательства, сообщив, что уже проведенные им меры особого результата не дали. «Предлагаем статью 159 УК РФ «Мошенничество», которую мы называем «резиновой» и по которой в год осуждают 30 тыс. граждан, разделить по видам мошенничества», — первым делом предложил Андрей Назаров.
Амнистии, скорее всего, не будет, этот вопрос в Кремле не прорабатывался, заявил «Ведомостям» (№ 65, от 11 апреля) чиновник администрации президента. А по мнению одного из участников заседания, слова президента о дальнейшей либерализации УК и совершенствовании его правоприменения (президент, в частности, высказался за более активное использование домашнего ареста), по сути, и есть альтернатива амнистии.