Чтобы разместить всех чиновников, потребуются офисные помещения площадью около 1 млн кв. метров.
В своем выступлении Полтавченко обозначил несколько наиболее злободневных проблем города. При этом наиболее радикальное предложение он внес при обсуждении вопроса дорожного трафика. «Средняя скорость автомобильного движения в Санкт-Петербурге — менее 27 километров в час, в Нью-Йорке — 39, в Сеуле — 38». То есть Северная столица уже превосходит по трафику движения американский мегаполис, известный своими пробками.
Несмотря на то, что заявленный объем транспортного строительства в Петербурге достаточно высокий, и власти планируют привлекать к строительству частный бизнес, губернатор не очень верит, что это разгрузит центр города. «Новые дороги очень быстро заполняются машинами, если вся жизнь людей, кроме сна, протекает в центре города.
Исторический центр Петербурга по-прежнему совмещает в себе слишком много функций — деловую, культурно-развлекательную, торговую, образовательную, коммуникационную и другие. Его нужно разгрузить по максимуму. Петербургу пора задуматься о создании нового делового центра и о переносе туда административных учреждений», — заявил он.
В дополнение Полтавченко описал, каким он видит этот центр: высотный, общая площадь — не менее 1 млн квадратных метров, что обеспечит 100 тысяч рабочих мест для чиновников. Губернатор предлагает перевести туда все государственные учреждения, чтобы упростить чиновникам дорогу на работу и одновременно освободить центр города от потоков «административных» машин, сообщает BFM.ru.
Напомним, уже три года в Санкт-Петербурге идет довольно ожесточенная борьба горожан против создания высотных доминант, которые могли бы испортить видовые характеристики исторического центра. По этой причине грандиозный проект «Газпромнефти» на Охте был перенесен в Лахту, которая значительно дальше от центра.
Городские власти рассматривают три возможные площадки для создания высотного центра для чиновников — в районах Лахта и Пулково, а также на намывных территориях «Морского фасада». Отметим, в Лахте еще в июле 2011 года было получено разрешение на строительство 500-метрового небоскреба для «Газпромнефти».
Управляющий партнер консалтинговой компании NAI Becar Projects Владимир Андреев уверен, что переезд всех административных служб города на окраины однозначно не улучшит транспортную обстановку, а может ее только усугубить, увеличив нагрузку в том районе, где и будет размещен чиновничий центр. Он считает, что наиболее развивающейся является деловая зона «Пулково», а перспективы реализации проекта намывных территорий и строительства «Лахта-центра» на сегодняшний день достаточно туманны.
Стоимость возможного проекта по строительству нового административного района может составить до 2 млрд долларов, поскольку на строительство офисных площадей потребуется около 2 тысяч долларов на квадратный метр, подсчитал Владимир Андреев. «Технически сроки согласования и самого строительства могут занять 2–3 года. Остаются вопросы о том, будет ли такое количество офисных площадей востребовано рынком, кто будет вкладывать средства в реализацию проекта. Текущая ситуация говорит о том, что на поглощение такого объема офисов потребуется минимум десятилетие», — добавил он.
В прошедшем году в Санкт-Петербурге было введено в эксплуатацию 210 тысяч кв. метров офисной недвижимости. В I квартале этого года были сданы три офисных объекта общей площадью 29,3 тысячи кв. метров. Доля свободных площадей в офисных зданиях составила 10,6%. В Москве аналогичный показатель свободных площадей примерно в пять раз ниже. (По данным Knight Frank.)
В любом случае, быстро перебраться на окраины власть не сможет. Пока же для разгрузки центра планируется организовать «недешевые парковки с почасовой оплатой», но при этом не взимать с автомобилистов плату за въезд в центр, рассказал о ближайших планах Полтавченко.
Надо заметить, что власти Петербурга недавно отказались от идеи переезда всех госучреждений в строящийся в центре города комплекс «Невская ратуша». Сегодня этот комплекс, в котором девелопером выступает «ВТБ-Девелопмент», планируется как социальный проект Дворца науки и техники для школьников.
Федеральные перемены
Губернатор Петербурга также рассказал о том, что не нравится властям города в федеральном законодательстве. В частности, чиновники готовят предложения об изменении норм Градостроительного и Земельного кодексов и предлагают «увязать саму возможность строительства с наличием или отсутствием инженерных мощностей, транспортной и социальной инфраструктуры».
Еще одно предложение, озвученное Полтавченко, связано с введением обязательного применения Еврокодов (европейские СНИПы и ГОСТы — BFM.ru) при строительстве зданий и сооружений за счет бюджета. Эта тема давно обсуждается экспертами, однако реально для внедрения таких стандартов наше строительство сначала надо радикально модернизировать, а это невозможно сделать в один момент.