В минувший вторник в ходе отработки оперативной информации сотрудниками милиции Адмиралтейского района и «антикварного» отдела ГУВД в доме N3 по Мясной улице была обнаружена похищенная картина Владимира Шагина «Тысяча и одна ночь Шахерезады», сообщает Фонтанка.ру.
Этот дом расселен и давно был обжит выходцами из стран СНГ, проживающими в Петербурге нелегально. Они объяснили сотрудникам правоохранительных органов, что картина была им оставлена.
Сейчас следствию предстоит возобновить дело, которое было приостановлено в 2005 году, как «глухое», и снова начать поиски вора.
Напомним, что полотно Владимира Шагина – отца «митька» Дмитрия Шагина — пропало 16 ноября 2004 года с выставки «Фестиваля независимого искусства» в Манеже. В это время там также проходил круглый стол на тему взаимоотношений художника и власти.
По словам сотрудников выставочного центра, неизвестный молодой человек подошел и снял картину со стены вместе с подрамником. Стоимость полотна размером 45 на 35 см, выполненного на картоне в технике темперы, составляет не менее 5 тысяч долларов.
Как рассказал корреспонденту «ИМА-пресс» Дмитрий Шагин, картина была написана его отцом в 1973 году и воспроизведена в книге «Арефьевский круг» из серии «Авангард на Неве». Сам подлинник в настоящее время является собственностью Музея нонконформистского искусства на Пушкинской, 10.
Дмитрий Шагин назвал кражу картины дерзким преступлением: по его словам, полотно было выставлено в центре зала на втором этаже Манежа, во втором ряду. Возможно, преступники рассчитывали, что пропажа будет обнаружена не сразу. Три года назад художник выразил недоумение мотивами поступка похитителей: по его мнению, продать картину вряд ли будет возможно. Так и оказалось.
А за неделю до этой кражи из выставочного зала также пропала картина молодой петербургской художницы Татьяны Корнфельд «Стена». Полотно размером 46 на 31 см, выполненное маслом на холсте, было выставлено в угловой части экспозиции, поэтому пропажа не была замечена сразу. Предполагается, что ее похитили между вечером 10-го и утром 12-го ноября 2004 года.
Владимир Николаевич Шагин родился в 1932 году в Ленинграде, в 1945 – 51 гг. учился в СХШ, входил в так называемый «круг Арефьева», пишет сайт www.rusiskusstvo.ru. В 1953 г. был принят на третий курс ЛХУ им. Серова, где проучился один год. В 1955 г. женился на своей однокурснице Наталье Жилиной и в том же году поступил в оркестр народных инструментов под управлением А. Катышева – играл на гитаре и контрабасе. После больницы работал разнорабочим, раскройщиком полиэтиленав. В 1961—1968 гг. находился на принудительном лечении в психиатрической больнице. Принадлежал к так называемому «арефьевскому кругу» — группе ленинградских художников-нонконформистов рубежа 1950-60-х гг., неформальным лидером которой был Александр Арефьев. Умер Шагин в 1999 г. в Петербурге. Его Работы хранятся в собраниях Государственной Третьяковской Галереи, Государственного Русского музея и многих других музейных собраниях России.
О творчестве Шагина (museum.rsuh.ru): Владимир Шагин — «простая» загадка нашего искусства. «Простая» — потому что нет, казалось бы, проще и банальнее сюжетов, чем в его многочисленных графических почеркушках, а загадка — потому что завораживает, заставляет задуматься, угадать, почему каждая из этих почеркушек — поэма об обыденной жизни и, в то же время, «стоп-кадр», одна секунда, воплощающая в себе весь мир.
Художник круга Арефьева, пожалуй, одного из ярких явлений в ленинградском послевоенном андеграунде, или, как еще говорят, в Газа-Невской культуре, до сих пор так и не удостоился выставки в Русском музее, а в Москве еще никогда вообще не имел персональных показов.
Как сказала искусствовед Любовь Гуревич, «Красота у Шагина — не нечто украшенное или изысканное, не мечта, греза, преображенный или иной мир — напротив, она единственно подлинное и понятное, что есть в этом мире. Она бытийственна, чувственно привлекательна и горделива проста».
Жизнь этого человека странно отличалась от его сюжетов. На Руси таких неприкаянных как он называли «божий человек», он и умер в пасхальную ночь, а такие точно попадают в рай. В фантазии аскета, далекого от душевного равновесия, были картины по-настоящему полные жизни, наслаждения наблюдения со стороны, восхищение вперемешку с доброй завистью о недоступном ему существовании «не в одиночку».
Яркие, экспрессивные, эмоционально напряженные, написанные часто буквально несколькими штрихами, работы Шагина — воплощение невозможных для него в реальности — домашнего уюта, радости семейного очага, присутствия любимой женщины, свободы общения.
Его сюжеты — семейные портреты в интерьере, улицы, пляжи, прекрасные ленинградские виды. И люди, люди, люди. «Прогулка с сыном», «Семейная сцена», «Мать и дочь», «Танцы», «Пляж», «Морячок и девушки». Фигуры почти абстрактные, практически всегда обезличенные. Но им не нужны лица — они своими позами, движениями передают все, что требуется художнику.
Если попытаться сделать какое-то обобщение, то, наверное, Владимир Шагин — душевный художник. Ведь в каждом обрывке бумаги с его рисунком найдется то, что Булат Окуджава называл «пишет как дышит». Он словно набоковский «Соглядатай», который «понял, что единственное счастье в этом мире — это наблюдать, соглядатайствовать, во все глаза смотреть на себя, на других, не делать никаких выводов, — просто глазеть».